Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика23 февраля 2012 22:00

Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова: «Скоро нашу медицину можно будет сравнить с западной»

Министр здравоохранения ответила на вопросы журналистов и читателей «КП» [видео]

В Минфине ее называли «королевой бюджета», говорят, она по памяти могла назвать все цифры этого документа. В правительстве Татьяна Голикова занимается развитием здравоохранения и, также не заглядывая в бумаги, легко оперирует цифрами - будь то финансирование медицины или статистика заболеваний и рождаемости.

В редакции «Комсомолки» мы поговорили с министром здравоохранения и социального развития о том, какой у нас будет медицина, и немножечко о личном.

- Татьяна Алексеевна, в здравоохранении идет реформа. Приняты законы, которые, как было заявлено, должны изменить здравоохранение. Но пока эта реформа не ощущается…

- Невозможно все изменить в один миг, и мы никогда не говорили, что на следующий день после вступления в силу того или иного закона произойдет чудо. Здравоохранение - это не та сфера, где надо рубить сплеча. Речь идет о здоровье и жизни граждан. В последние годы всеми уровнями власти проводится значительная работа, но результаты, конечно же, она даст не сразу. Принят Закон об обязательном медицинском страховании (ОМС), который вступил в силу с 2011 года, и с 2012 года - Закон об охране здоровья граждан. Ощущаться перемены начнут уже с этого года.

- Давайте по порядку. Что нам должен дать закон об ОМС?

- Главные «видные» изменения, которые там прописаны, - право граждан выбирать страховую, медорганизацию и врача. Первый пункт успешно внедряется, приняты все законодательные акты. А для того чтобы мы с вами могли выбирать врача и медорганизацию, необходим был второй закон - об охране здоровья граждан. Уже с лета этого года граждане могут выбирать врача, медицинскую и страховую организации на 2013 год.

ПЛОХОЙ ВРАЧ - ХОРОШИЙ ВРАЧ?

- Разговоры о том, чтобы дать право гражданам выбирать врача, ходили давно. Почему так долго не решались это внедрить?

- Нельзя было заставлять граждан выбирать из плохого плохое. Может быть замечательный врач, но само учреждение не способно предоставить надлежащего качества медпомощь. Поэтому решили сначала привести в порядок медучреждения: отремонтировать и оснастить их современным оборудованием и дать возможность врачам пройти переподготовку.

- Так как же выбрать врача?

Министр здравоохранения Татьяна Голикова.

Министр здравоохранения Татьяна Голикова.

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Гражданин выбирает поликлинику, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем 1 раз в год (за исключением случаев смены места жительства или места пребывания человека). Далее он пишет заявление главному врачу и выбирает врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики или фельдшера. Если происходят изменения по сравнению с предыдущим годом, медорганизация информирует страховую компанию о выборе гражданина. Открепление от прежней медорганизации происходит только после подтверждения нового места официального прикрепления.

- А если человека нужно госпитализировать?

- Каждая поликлиника прикреплена к определенным стационарам. Если нужна плановая госпитализация, пациент выбирает один их этих стационаров. Если ни одна из больниц его не устраивает, он может выбрать любую другую. Но в этом случае лечащий врач обязан предупредить, что, возможно, придется дольше ожидать плановой госпитализации.

- А если ждать нельзя?

- Если речь идет об экстренной медицинской помощи, то закон жестко устанавливает, что, где бы гражданин ни оказался, она должны быть оказана бесплатно в любой медорганизации страны, включая частную.

- Звучит все просто. А как будет в жизни? Предположим, по сарафанному радио пошла информация, что, условно, Петр Иванович - отличный врач. И множество людей решают лечиться только у него. В итоге у Петра Ивановича сотни пациентов, которым он не может уделить достаточно времени и становится плохим врачом…

- Есть норматив нагрузки. Врач не может взять такое количество пациентов, с которым не справится.

- Как определить - хороший врач или плохой?

- Такая формулировка не имеет права на жизнь. Все врачи должны быть хорошие. Мы им доверяем самое дорогое - свое здоровье. Поэтому проводим переподготовку врачей.

- У ваших оппонентов есть еще один козырь: как выбирать врачей, если во многих регионах, населенных пунктах их просто не хватает?

- Мы занимаемся этой проблемой. Совместно с регионами ведутся работы по профориентации, обучению и повышению квалификации.

БЕСПЛАТНО ИЛИ ПЛАТНО?

- Все, о чем вы сейчас говорите, пациент должен получать бесплатно?

- Абсолютно.

- Но у нас в стране многие больницы, по сути, стали коммерческими.

- То, о чем вы говорите, это нарушение законодательства, а оно четко устанавливает перечень услуг, которые должны оказываться бесплатно. Существует еще один документ: «Программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи», она должна быть размещена в открытом доступе в каждом лечебном учреждении.

Чаще всего гражданам приходится платить из-за незнания своих прав. Самое сложное - заставить и проконтролировать каждое лечебное учреждение, чтобы оно информировало своих пациентов.

- Где людям можно посмотреть список платных и бесплатных услуг?

- Это публичные документы, они размещены на нашем сайте www.minzdravsoc.ru и должны быть размещены на сайтах региональных органов здравоохранения и лечебных учреждений.

О МОДЕ И ТРУДНОСТЯХ

- В стране зарождается мода на здоровый образ жизни. Многие бросают курить, все больше людей ходят в спортзалы, следят за диетой…

- Да, и это дает свои результаты. У нас в 2011 году средняя продолжительность жизни в стране выросла на 1,5 года. Рождаемость увеличивается, хотя все эксперты утверждали: в России будет резкий спад рождаемости после 2010 года. А в 2011-м родилось детей больше, чем в 2010-м.

- В последние годы стал расти уровень заболеваемости...

- Я думаю, что это скорее позитивный момент. Потому что когда заболеваемость растет, а смертность падает - это хорошо. Раньше эти показатели росли вместе.

Самое сложное победить менталитет, когда люди говорят: да ладно, поболит и само пройдет, чего по врачам ходить. А мы приучаем, что надо ходить на осмотры, даже если пока ничего не болит. В отдаленные населенные пункты отправляем мобильные бригады врачей, которые проводят диспансеризацию, профосмотры. Так что растет не заболеваемость как таковая, а выявление опасных недугов на более ранних стадиях.

- Делаете все, чтобы «адская белочка» приходила к нашим гражданам все реже? Кстати, кто придумал ролик?

- Создавали его всей командой.

- И вы тоже креативили?

- Я всегда принимаю участие.

- Должность министра здравоохранения в России непопулярная. Вы не скрываете, что не хотели уходить из Минфина. Но вы уже 4 года возглавляете Минздрав, какие ощущения?

- Работа очень сложная. Мы выбивали на здравоохранение деньги, привлекали внимание. Но чем больше денег, чем больше внимания, тем больше критики. Я думаю, у нас менталитет такой, любую перемену нужно сначала поругать, а потом подумать, посмотреть, а может, это и действительно на благо.

- Татьяна Алексеевна, понятно, что работать приходится много. А как вы отдыхаете, снимаете стресс?

- Позитивные эмоции, как правило, получаешь от близких людей, а возможность общаться у нас есть разве что по воскресеньям.

Еще помогает смена деятельности, если так можно сказать. Например, приготовление еды.

- А рецептом поделитесь?

- Лучше угощу, заказывайте.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА РАМКАМИ ИНТЕРВЬЮ

Пока чиновники медлят, люди умирают

Читатели «КП» не поняли бы нас, если бы, общаясь с Татьяной Голиковой, мы не спросили про скандал с кодеиносодержащими препаратами. Но ответ главы Минздрава «Мне нечего добавить к уже сказанному» (министр имела в виду, что с лета продажа этих препаратов будет по рецептам) нас не удовлетворил.

Весь прошлый год наш спецкор Ульяна Скойбеда писала о страшном дешевом наркотике, на который все больше и больше подсаживается страна - дезоморфине. Отрава эта пострашнее героина будет - умирают от дезоморфина в три раза быстрее, гния заживо.

Чудовищность ситуации еще и в том, что приготовить эту смертельную дрянь можно с помощью тех самых кодеиносодержащих препаратов. Они до сих пор свободно продаются в любой аптеке страны.

После громких публикаций журналистам и наркологам удалось добиться решения: кодеиносодержащие медикаменты должны продаваться только, и исключительно, по рецептам. Но тут вышла заминочка. Сначала запрет на свободный отпуск этих лекарств должен был вступить в силу с 1 мая 2011 года. Но потом срок перенесли - на 1 июня 2012 года. Чиновники объяснили это так: мол, производителям надо перестроиться, да и людям хорошо бы свыкнуться с мыслью о том, что эти привычные препараты (40 млн. ненаркоманов потребляют эти медикаменты) будут выписываться по рецепту. Была даже ссылка на исследование Всероссийского центра общественного мнения, согласно которому большинство россиян против перехода на отпуск медикаментов по рецепту. Логика людей понятна: почему я, нормальный человек, должен страдать из-за наркоманов? Вот только от сумы, тюрьмы и наркоты в России уже давно не зарекаются. Согласно статистике более 10% старшеклассников уже пробовали запрещенные препараты, а в среднем по России более 15% студентов сидят на наркотиках. Дезоморфин же потребляют 10 000 человек ежегодно. Получается, пока производители перестраиваются - а им дали на это аж целый год (решение было принято летом 2011-го), - еще как минимум 10 000 человек беспрепятственно могли принять эту заразу! Не велика ли цена за то, чтобы удовлетворить интересы бизнесменов?