Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия: ЧП11 июля 2011 22:00

Почему теплоход «Булгария» вышел в рейс с креном на правый борт, неисправным двигателем и без лицензии?

До трагедии в Татарстане речной транспорт считался самым надежным [наивные вопросы]

Как мы уже писали вчера, теплоход «Булгария» затонул в воскресенье близ деревни Сюкеево. Из 208 человек спаслись 79, больше 50 тел вчера подняли водолазы. Судьба остальных до вчерашнего вечера была неизвестна. Скорее всего, многих найдут на затонувшем теплоходе. Хотя вчера спасатели еше надеялись, что хоть кому-то удалось вплавь добраться до берега.

Подобных водных катастроф в России еще не было. Версий много. И еще больше - вопросов.

Почему теплоход так стремительно ушел под воду?

Похоже, дело в том, что были нарушены правила эксплуатации. Погода в день крушения не была катастрофической. А значит, большая вероятность, что дело в самом теплоходе. Он прослужил 56 лет. Капремонт был в 1980 году.

- Кроме технических неисправностей выяснилось, что на «Булгарии» были многочисленные нарушения трудовой дисциплины, - пояснили в Прокуратуре РФ. - Многие члены судовой команды работали без трудовых договоров.

Сергей Кондратьев, замглавы Федерального агентства морского и речного транспорта:

- Крен на один из бортов, естественно, мог привести к перевертыванию судна. Это могло произойти из-за того, что топливо или вода были не перелиты (то есть судно не было сбалансировано. - Ред.). И это прямая ответственность капитана. Он должен был устранить неполадки, перед тем как отправляться в плавание. А быстрое затопление могло произойти по нескольким причинам. Во-первых, иллюминаторы должны быть задраены. Но на теплоходе не было кондиционеров. Поэтому, по всей видимости, они были открыты. Это тоже грубое нарушение техники безопасности. Во-вторых, вода могла быстро залиться внутрь из-за трещины в корпусе или другого дефекта, проявившегося после перевертывания.

Трагедия вблизи Сюкеева всколыхнула проблемы речного транспорта. Как оказалось, на Волге немало судов, которые были построены в 1955 - 1958 годах. Насколько они еще пригодны к перевозке пассажиров - вопрос отдельный.

Если баржи, проплывавшие мимо, не стали спасать людей, почему их теперь не могут найти?

В отличие от авиации централизованной диспетчерской на наших внутренних водах нет. Отслеживанием движения судов занимаются лишь территориальные государственные бассейные управления (ГБУ) водных путей и судоходства.

- Да, у нас все зафиксировано, - сказали в Волжском ГБУ. - У нас есть служба регулирования движения судов. Но это, конечно, без привязки к координатам. С точностью до минуты и до километра никто не скажет. Ведь есть погрешности, задержки в пути.

К примеру, грузовые суда отмечаются лишь при прохождении шлюзов и других важных точек. А также должны сообщить диспетчеру, если в пути произошла задержка. Вся эта информация ежедневно отражается в дислокации, которая вывешивается на сайте Волжского ГБУ. Как выяснила «КП», утром в понедельник в том районе находились два танкера серии Волганефть (№ 38 в 6.30 утра 11 июля был в Казани, а № 104 в 9 утра 11 июля был в Чистополе). Мы не утверждаем, но теоретически оба этих судна могли быть в момент трагедии недалеко от Болгара.

Тем не менее специалисты не верят в то, что капитан танкера мог хладнокровно смотреть на то, как тонут люди.

- У этих людей есть флотская солидарность, - сказали нам в Волжском ГБУ. - Может, у танкера не было физической возможности подойти к этому месту? Не могут волгари нарушать свой неписаный закон флотской солидарности, который они соблюдают веками.

Вчера «КП» попыталась связаться с владельцами этих танкеров, но в офисе компании никто не брал трубку.

«Комсомолка» обращается к руководству компании-судовладельца: если вы хотите прояснить ситуацию, то звоните в редакцию по тел. (495) 777-02-82 (добавочный 523 или 824).

Родственники ждут прибытия теплохода «Арабелла», на котором везут спасенных...

Родственники ждут прибытия теплохода «Арабелла», на котором везут спасенных...

Фото: АП

Почему были заварены спасательные люки, через которые в случае таких ЧП могут выбраться люди?

О заваренных люках нам рассказали пассажиры. Официальных подтверждений пока нет. Возможно, в панике люди принимали закрытые люки за заваренные. Иначе как мог пройти последнюю проверку теплоход? Его проверяли перед рейсами в июне. Не могла же команда после этого спешно заварить люки...

- Мы получили такие сведения и проверяем их, - сообщили в оперативном штабе чрезвычайной ситуации с «Булгарией». - Пока теплоход не поднимут, не можем ни подтвердить, ни опровергнуть.

Как теплоход мог выйти в рейс без лицензии на перевозку пассажиров и с неисправным двигателем?

Похоже, без чьего-либо «покровительства» тут не обошлось. Собственник теплохода - ОАО «Судоходная компания Камское речное пароходство» - примерно год назад передал судно (тогда оно называлось «Украина») в аренду ООО «Бриз». А те, в свою очередь, сдали его в пользование казанской компании ООО «АргоРечТур», которая и организовала круиз, закончившийся катастрофой. В офисе речного регистра, который должен был проверять «Булгарию», Пермская транспортная прокуратура вчера изымала документы.

- Проверять будут всех - деятельность собственника теплохода, его арендатора, если компания находится в Перми, а также речного регистра - на законность выдачи свидетельств о готовности судна к эксплуатации, - сообщили в Уральской транспортной прокуратуре.

Возникает подозрение, что «двойная» сдача в аренду помогает распылить ответственность. Получается, что собственник может перевалить ее на плечи арендатора, а тот, в свою очередь, - на субарендатора. А в итоге за надлежащим состоянием теплохода следить некому...

Почему десятки пассажиров оказались с одинаковыми датами и годами рождения?

Действительно, у многих записана одна дата рождения - 1999 год. Возможно, это результат путаницы. Но есть предположение, что подростков записывали как детей до 12 лет - для того, чтобы купить круизную путевку по «детской», более низкой цене.

Почему не удалось спасти больше людей?

Из-за плохой погоды на палубе почти никого не было, люди сидели в ресторане, каютах, сауне. Детей (в первый день говорили, что их было 30, вчера уточнили - похоже, 50) собрали в салоне для караоке, устроили концерт. Их спасшиеся родители потом будут пытаться броситься в воду, когда узнают, что не удалось спасти ни одного ребенка из этого салона...

То есть люди попросту не успели выбраться из кают и других помещений. Кому посчастливилось выбраться на палубу - прыгали за борт: кто-то вплавь пытался добраться до суши, кто-то хватался за спасательные круги и все, что попадало под руку. Спасательные жилеты на таких теплоходах обычно размещают в каютах. На борту должны висеть инструкции - где их искать, как надевать. Но в суматохе и панике - ведь корабль затонул за несколько минут! - мало кто сообразит, что делать.

Жертв было бы больше, если бы не теплоход «Арабелла», который оказался поблизости.

- Сигнала SOS не было, - рассказал нам Аллен Гаврилов, директор круиза «Арабеллы» - теплохода, который шел тем же курсом с разницей в два часа. - Минут через 30 - 40 после выхода из порта мы увидели плывущего в спасжилете человека. Сначала решили - какие-то учения проводят. Но кричали, просили о помощи. Мы поняли, бросились спускать на воду наши шлюпки. Тащили одеяла, лекарства. После того как всех из воды вытащили, наши ребята еще сделали вокруг места крушения несколько кругов на моторной лодке, пытаясь найти выживших, но тщетно...

Так были спасены 77 пассажиров. Еще двоих, отца и сына, подобрал с воды проходивший мимо катер «Метеор». Таких «метеоров» в этом районе много - они бегают из Казани в дачные поселки и обратно.

Уточненные списки пассажиров.

Дорогие читатели! У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного? Очень просим связаться с нами reporter@kp.ru Или позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824