Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics

Цхинвал восстанавливают круглые сутки

Первой годовщину августовских событий начала отмечать грузинская сторона – обстрелами и провокациями [инфографика: хроника войны]

Ответ не задержался – югоосетинские и российские войска, базирующиеся в республике, на днях были приведены в повышенную боевую готовность, а границу с Грузией перекрыли в минувшую среду.

Цхинвал встретил корреспондентов «КП» южной, кромешной тьмой, хотя по улицам гуляли толпы людей. Гуляли без фонариков, и даже не спотыкались – привыкли. Свет был только на площади у правительственного комплекса – там монтировали сцену к праздничному концерту, да лишь у тележки мороженщицы светила тусклая лампочка.

- Светомаскировка у нас в городе, - объяснила девушка. - Мало ли чего? Вдруг опять обстреливать начнут?

Утром заметили – следы войны в мирном Цхинвале просто режут глаз. В центре – все, абсолютно все двери домов, простреляны десятками пуль. Следы грузинских зачисток: либо пугали жителей запершихся в домах, либо выстрелами пытались сбить или разрушить замки и щеколды.

Во дворе одного из домов на улице Героев ревет экскаватор – выгребает следы войны и прошлой жизни. Дом выгорел до тла, но сама коробка уцелела, и как нам сказали рабочие-штукатуры, «переживет и атомную войну, если что». Судя по винограду, забившему лестницу зеленой биомассой так, что невозможно пройти – людей здесь не было минимум год. Ковш рвет и сгребает в кучу немудреный обгоревший домашний хлам – тазики, куклы, вешалки, промелькнул рваный и горелый клетчатый плед – кто-то укрывал им колени холодными вечерами. Экскаваторщик в грязных, американских камуфляжных штанах (прошлогодний трофей), работает, высунувшись из кабины чуть ли не по пояс. Лобовое стекло машины обезображено пулевыми «звездочками» и трещинами так, что ничего не видно.

Через дорогу – палаточный городок для лишившихся жилья. Но он пуст. Люди разъехались по родственникам в ожидании новых квартир.

Большая стройка сейчас по всему Цхинвалу. Схему финансирования восстановительных работ Россия и Южная Осетия разрабатывали мучительно и кропотливо, чтобы ни одна копейка не ушла в чужой карман. В итоге массовая реконструкция города началась лишь две недели назад.

- Слава Богу про нас не забыли, - приглашает нас к себе в квартиру 65-летняя Татьяна Джугаева. Она показывает пробоины в стенах, огромные трещины на потолках и стенах.

Через ее квартал город штурмовали грузинские 1 пехотная бригада и спецназ. Палили во все стороны из всех стволов, не разбираясь, где противник, а где мирные жители.

- Сейчас работает такая схема, - поделился с нами сотрудник одной из строительных фирм Сослан Бекоев, записывавших все повреждения в квартире Джугаевой в планшет. – Мы составляем акт, дефектовку, составляем смету и отправляем в Москву. Там проверяют все данные и выделяют нам деньги на работу. И так по каждой квартире. Хотя некоторые помещения мы начинаем ремонтировать за свои деньги, пока проходит трансфер.

В районе бывшего грузинского анклава Тамарашени стройка не останавливается даже ночью. Здесь на деньги властей российской столицы отстроен новый микрорайон Московский. Несколько коттеджей, пятиэтажных домов и школа. Ее строители обещают сдать к 1 сентября, как и другие школы Цхинвала, сильно пострадавшие во время прошлогодней грузинской агрессии.

- Все это благодаря России и президенту Медведеву, - улыбается 14-летняя ученица Государственного лицея искусств Агунда Пухаева.

Когда недавно Дмитрий Медведев прилетал в Южную Осетию, Агунда хотела сказать ему многое. Но не смогла, и написала ему трогательное письмо.

- Сидела дома, как обычно, позвонил папа, сказал, что к нам приедет президент России, - вспоминает симпатичная девчушка в майке с надписью на футболке «Цхинвал. Независимая Осетия. - Я побежала на площадь, чтобы хотя бы его увидеть. Не думала, что там будет много народу. Но там было просто не протолкнуться. Если бы мне удалось хотя бы увидеть его, я бы обязательно поблагодарила за то, что мы остались в живых. За то, что город восстанавливается, все отстраивается заново. Если бы Дмитрий Медведев не принял это мужественное решение – прислать нам на помощь 58-ю армию, не знаю, как бы мы сейчас жили.

- Как сама пережила войну?

- У меня все родственники были здесь. Мы с сестрой отдыхали в лагере в пригороде Цхинвала. В ночь на 8 августа там начали въезжать танки, в небе появились самолеты. Все были очень напуганы. Детей посадили в автобусы и вывезли в Северную Осетию, в Алагир. Но там места уже не было – полно беженцев. И детей начали распределять по родственникам во Владикавказе.

- У вас жилье пострадало во время войны?

- Да, чуть-чуть. Окна побило, но это у всех. Крыша протекает, когда дождь идет. Еще снаряд упал в огороде. Вобщем-то мы легко отделались. Некоторые вообще без дома остались. Но сейчас все это восстанавливается. Я и письмо написала, чтобы президент России знал, как лично я ему благодарна, многие дети может и не понимают, что если бы не Россия, наши родственники, находившиеся здесь, могли бы не выжить. Для нас это как чудо.

- Что родные рассказывали про войну?

- Такие кошмары, что и говорить страшно, - на глаза ребенка наворачиваются слезы.

- Когда ты вернулась в город?

- 30 августа. Меня родители сюда не пускали, тут кругом еще тела лежали, запах ужасный стоял. Я же в первые дни даже дозвониться до родителей не могла, очень волновалась. Потом, когда вернулась, папа провез меня по городу, посмотреть, что изменилось. Все это ужасно.

8 августа, в 23.35, именно в это время год назад Грузия без объявления войны начала обстреливать мирный город, в Цхинвале начнется акция «Свеча памяти» На центральной площади города в огромных стеклянных шарах и ящиках будут гореть свечи. На двух огромных экранах покажут хронику боев за город. Южная Осетия будет вспоминать погибших в этой пятидневной войне. Вспомним всех павших вместе с ней…

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ

Дорогой Дмитрий Анатольевич!

С августа прошлого года Вы на самом деле стали дорогим каждому жителю Южной Осетии.

13 июля мне позвонил с работы папа и, когда я узнала от него, что вы приезжаете в Цхинвал, я со всех ног помчалась на Театральную площадь в надежде увидеть Вас. Но мне это не удалось, потому что взрослые стояли передо мной плотной стеной, а я лишь слышала, как они Вас приветствовали, когда Вы к ним вышли. А потом Вы уехали, и я так и не смогла сказать Вам те слова благодарности, которые зазубрила про себя, пока бежала до площади.

Пусть нескладно и коряво, но я бы Вам рассказала, как в полночь 8 августа нас с младшей сестренкой и другими детьми эвакуировали на большом военном грузовике с выключенными фарами. И сколько слез мы выплакали под гул грузинских самолетов, уезжая в черную неизвестность. И как мы, рыдая, молили Бога о спасении.

Честь и слава защитникам Южной Осетии! Мы знаем, что наши солдаты и ополченцы отважно вступили в неравный бой с грузинскими фашистами и два дня сдерживали натиск врага. Но мы все, и взрослые, и дети Цхинвала, знаем и то, что город выстоял только благодаря Российской армии. Мы считаем русского солдата своим спасителем.

Точно так же мы знаем и то, что армия России пришла к нам на помощь благодаря Вам. Ведь именно Вы приняли очень непростое, мужественное и судьбоносное для нас решение о вводе в Южную Осетию частей Российской армии.

Скажу больше. Только благодаря Вам выжили мои мама с папой, бабушка с дедушкой и другие родственники. Только благодаря Вам была прекращена война и заново отстраивается город. Только благодаря Вам мы с сестрой вернулись в освобожденный Цхинвал, в родной дом, а не скитаемся по лагерям для беженцев или не мыкаемся в каком-то детском доме вдали от родины.

Дорогой Дмитрий Анатольевич! Мы будем молиться на Вас. Дай Вам Бог здоровья, мира и счастья! Пусть Пресвятая Богородица хранит Вас и Вашу семью.

Вот что я хотела Вам сказать на Театральной площади Цхинвала.

Пухаева Агунда Константиновна, 14 лет, ученица Государственного лицея искусств им. А. Колиева.