Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 мая 2001 22:00

На самом деле Пуговкин - это Пугонькин

Прославленный актер сменил фамилию после того, как начал сниматься в кино. И рассказал об этом только накануне 60-летия своей творческой деятельности
Источник:kp.ru

Кто для меня Михаил Пуговкин? Это самые лучшие комедии. Это море обаяния, бездна лукавства и всегда - характер. Это фильмы, которые народ знает наизусть. Это, как принято теперь говорить, лучший артист второго плана. Только его второй план почему-то запоминался чаще и охотнее первого. И, наконец, Пуговкин - это почти 100 ролей в кино, бесчисленное количество ролей театральных и 60 лет жизни в искусстве. Эту юбилейную дату - 60 лет творческой деятельности - Михаил Иванович отмечает в середине мая. ...Из окна маленькой ялтинской квартирки, в которой до недавних пор жил Михаил Пуговкин, был виден кусочек моря. Именно по морю почему-то сохла душа сухопутного актера. Но любовь прошла. Ялта обидела Михал Иваныча: пенсию, поскольку он не был гражданином Украины, дали нищенскую, работы не было. Поэтому он, москвич со стажем, круто затосковал по столице. Два года скитался по московским гостиницам. А когда наконец получил смотровой ордер, обомлел: ждала его не московская окраина, а огромный сталинский дом в центре столицы. В этом доме жили одни мхатовцы. Взошел Михаил Иванович на мраморное крыльцо величественного дома, как орденами, увешанного табличками с похожими надписями: «Здесь жил великий актер...» - и заплакал... Теперь из его окна видны знаменитые московские задворки. Соседи из дома напротив обозревают пуговкинские окна в бинокль, а когда встречают его по дороге в булочную, радостно докладывают: «Видели мы вас, дорогой товарищ Пуговкин, в вашем окне. Вы на завтрак сегодня яичницу кушали!» А Пуговкин и не обижается: артист - он и дома как на сцене. За всей суетой столичной жизни Михаил Иванович чуть не забыл, что в середине мая будет ровно шестьдесят лет, как он в первый раз вышел на сцену. - Да-а, - замечает он немного грустно, - 60 лет на сцене, 60 лет, как война началась. И все это было как будто вчера... Пуговкин и товарищ Сталин - Михаил Иванович, а страшно было жить, работать, сниматься в сталинские времена? - Знаете, Анечка, у меня к Сталину своеобразное отношение. Он мне... ногу спас! Ох, умеет, умеет этот обаятельнейший человек заинтриговать собеседника! На самом же деле произошло вот что. Направили новобранца Миньку в разведроту. В первую, вторую разведку сходил - ничего, а потом попал под обстрел. Госпитальный врач, осмотрев его изуродованную ногу, оценил ситуацию так: «Ампутируем - будешь жить!» «Ну и ампутируйте!» - с досадой заявил восемнадцатилетний Минька. Очнулся от наркоза - нога на месте. Оказывается, перед самой операцией в госпиталь приказ Сталина доставили, предписывающий сократить количество ампутаций. Вот врачи его и пожалели. Так что с войны Минька вернулся в 43-м году инвалидом, но все-таки с ногой. На этом его бесконтактное общение с товарищем Сталиным не закончилось. Мать Миньки в войну работала в пирожковом цехе. Кормила семью в 13 человек. Как-то спрятала она пирожок в карман фартука. «Мы из одного такого пирожка суп на всю семью варили, - рассказывает Михаил Иванович, - и ее арестовали. Посадили за воровство и выслали в лагеря». Тогда Минька накропал письмо Вождю. Мол, я сам на фронте покалечен, отец воюет, братья за Родину погибли - отпустите маму, мы так больше не будем! - Не знаю уж, какие рычаги сработали, но случилось чудо, и маму отпустили! - вспоминает актер. Пуговкин и коллеги Вообще-то он изначально не Пуговкин, а Пугонькин. Молоденький рабочий Тормозного завода однажды решил, что идти в актеры с такой «испуганной» фамилией - все дело загубить. Взял да и «закруглил» ее до смешной пуговичной округлости. Поэтому, наверное, и отношение коллег к нему всю жизнь было юморным и добродушным. Проходя мимо молодого коллеги, красавица Зоя Федорова приветствовала: «Привет, курносый!» Яншин доверительно посылал за водкой, напутствуя вслед: «Не знаю, какой из тебя актер, а гонец ты, братец, отменный!» - А рядом с Раневской я вообще дар речи терял, - до сих пор вспоминает с восхищением мой собеседник. - В 43-м году мы вместе снимались в фильме по Чехову. На улице холод, голод, а на столах несказанное богатство - настоящий винегрет, который являлся реквизитом. Вот съемочный день позади, и все артисты ринулись к салатницам, чтобы винегрет доесть, а нас не пускают, мол, на следующий день этот чертов винегрет нужен! Ну Раневская гордо повернулась и вышла из зала. И я за ней последовал: раз уж такая великая актриса голодной осталась, то и я с голоду не помру. А на следующий день винегрет керосином облили, чтобы актеры до конца рабочего дня его не съели... - Михаил Иванович, вы столько работали с Гайдаем... Конфликтовать приходилось? - Ругаться с ним бесполезно. Гайдай был человеком спокойным и флегматичным. - А как же он умудрялся такие чудные комедии снимать? - А так: мы из кожи лезем, и нам самим то, что мы делаем, очень нравится. Тут подходит Гайдай и спокойно говорит: «Все это, конечно, хорошо, но не смешно...» Этого самого гайдаевского «не смешно» мы боялись как огня. ...Вернувшись в Москву, Михаил Иванович почувствовал себя в центре событий. Вот недавно у Абдулова в «Бременских музыкантах» короля сыграл. Работой наслаждался, а результат разочаровал. «Порезал» Абдулов пуговкинского короля. Михал Иваныч взгрустнул, но спорить с режиссерами не в его характере. Об одном жалеет - многое в его судьбе не свершилось. - Жаль, что режиссеры видели во мне только комедийного артиста. Я, конечно, на роль Гамлета не претендовал, но ведь у Шекспира в «Гамлете» был и Могильщик... Пуговкин и коммерция Вполне возможно, что такой артист, как Пуговкин, в заграницах был бы очень богат. Но Пуговкин живет здесь, на пенсию в полторы тысячи рублей и, представьте, за границей до сих пор не бывал. Поэтому изредка подрабатывает, снимаясь в рекламе. Похвалил «паркетную» фирму - появился в квартире паркет. Посотрудничал с другой - поставили пластиковые окна. Было дело, и колбасу рекламировал, и какое-то замысловатое средство от импотенции. С этим самым средством народ к нему долго потом приставал, добиваясь, пил ли сам Михал Иваныч заморское снадобье. - Да не пил, не пил! - отмахивается мой собеседник. - Я уж и сам не рад, что в эту историю ввязался! Во время нашей беседы постоянно звонит телефон. - Ирочка, кто это? - спрашивает с нетерпением у жены. Но звонят не те. Оказывается, Пуговкин ждет Звонка Настоящего Режиссера. Он вспоминает, как много лет назад неожиданно позвонил ему Гайдай, и верит, что чудо может повториться. Поэтому на столе в его кабинетике стоит большой красный телефон с нарочито усиленным звуком - чтобы Звонок не пропустить. - Михаил Иванович, я тут с удивлением узнала, что вы, оказывается, никакой не лауреат никаких конкурсов, премий, «Оваций», «Кинотавров». Как же так получилось? - А я и сам не знаю, как! Да не в этом главное! Я тут недавно в такси проехался, а шофер посмотрел на меня и обрадованно говорит: «Ой! А я вас знаю! Вы в кино всегда Пуговкина играете!» Вот это и есть моя главная награда... Крылатые выражения из фильмов, в которых снимался Пуговкин: - В то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной... (Прораб, «Операция «Ы».) - Прицел - пятнадцать, трубка - шестнадцать. Бац, бац - и мимо! (Артиллерист Яшка, «Свадьба в Малиновке».) - Это что в моей камере происходит? (Главбух Горбушкин, «Не может быть».) - Житие мое... Паки, паки, иже херувимы... (Кинорежиссер Якин, «Иван Васильевич меняет профессию».) - Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены (Отец Федор, «Двенадцать стульев»). Играл в фильмах «Солдат Иван Бровкин», «Девчата», «Дайте жалобную книгу», «Дело «пестрых» и многих-многих других.