Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире23 мая 2017 16:09

Экс-депутат Госдумы Андрей Туманов: Венесуэла сегодня - это Россия в 1917-м. И в 1991-м…

Самый известный садовод нашей страны выступил в неожиданном амплуа - с парламентской миссией он побывал в самой неспокойной стране Латинской Америки. Об увиденном он рассказал обозревателю "КП" Галине Сапожниковой
Сторонник президента Мадуро с портретом его предшественника - Уго Чавеса.

Сторонник президента Мадуро с портретом его предшественника - Уго Чавеса.

Фото: REUTERS

В Венесуэле ситуация чадит давно, с самой смерти Уго Чавеса. Но сейчас, похоже, реально запахло пожаром. Гиперинфляция, дефицит продовольствия, запредельная уличная преступность - на этом фоне удержать корабль на плаву почти невозможно. Нельзя сказать, что преемник Чавеса президент Венесуэлы Николас Мадуро ничего не делает. Он пытается. Но оппозиция тоже не дремлет - потому страна верным курсом несется в ад.

Беспорядки в венесуэльской столице начались еще три года назад, параллельно с майданом на Украине. Картинки были настолько похожи, что казалось, что как в Киеве, так и в Каракасе работает одна команда, которая сочиняет одинаковые лозунги и печатает плакаты в одной типографии. Поэтому еще тогда возникло предположение, что из «революционной ситуации» в Венесуэле, как обычно, торчат «большие американские уши».

На Украине переворот случился, а Венесуэла, где за два месяца протестов в ходе уличных беспорядков погибло около 50 человек, до сих пор держится. Почему? Рассказал в эфире радио «КП» (97,2 ФМ) член парламентской группы взаимодействия России и Венесуэлы Андрей ТУМАНОВ - он только что вернулся из Каракаса.

Андрей Туманов под портретами политических кумиров Венесуэлы.

Андрей Туманов под портретами политических кумиров Венесуэлы.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«Небесная сотня» Каракаса

- Насчет погибших в Венесуэле не все так просто. Президент страны Николас Мадуро десять раз повторял: «Я запретил полицейским и армии в городе иметь огнестрельное оружие. У них есть только резиновые пули, дубинки и слезоточивый газ». А большинство людей было убито именно свинцовыми пулями. Это походит на прообраз будущей «небесной сотни» на Майдане. Мадуро еще сказал, что поименно разбирал дела убитых за последний месяц. Из них 10 человек (это официальное заключение!) погибли не от пуль, а от поражения электрическим током. То есть, это явно бытовая гибель, а не смерть на баррикадах. Я видел, что Мадуро эта проблема мучает. Он говорил: «Когда мы наконец создадим Конституционную ассамблею, мы обязательно создадим группу, которая должна будет разобраться, кто стрелял, кто убивал». Другое дело, что процентов 80 убийств в Венесуэле не раскрывается вообще.

- А полиция там вообще хоть как-то контролирует ситуацию?

- Полицейских в Каракасе очень много, особенно в центре. Там стоят «засадные» полки национальной гвардии, для того чтобы ринуться в бой.

- Ситуация не показалась вам знакомой? Параллели с «цветными революциями» на Украине, в Киргизии, Грузии...

- Я выслушал только одну сторону, поэтому не ставлю под выводами точку, но у меня закрались некоторые сомнения. Заметно, что протестные действия выстроены очень технологично. Четко регулируются колонны протестующих, как будто где-то сверху висит вертолет и распределяет, кому куда идти. Вроде бы идет мирный протест, и вдруг в определенных точках вспыхивают беспорядки - какая-то группа быстро собирается, начинает бить витрины и поджигать машины. Естественно, туда кидается полиция, но большая часть провокаторов тут же растворяется в толпе. Это я наблюдал лично, поэтому у меня возникло некое ощущение провокации.

Участница антиправительственного марша в центре Каракаса.

Участница антиправительственного марша в центре Каракаса.

Фото: REUTERS

Машина времени в обратную сторону

- Никакие протестные технологии не сработали бы, если бы ситуация в Венесуэле была нормальной. Нищая и прекрасная страна с дикой экономической ситуацией. Свидетельствую: в дни смерти Чавеса за доллар на черном рынке давали 27 боливаров, а через год - в 3 раза больше.

- Официальный курс - примерно 10 боливаров. При этом если вы нищему подадите 100 боливаров - это 10 долларов по официальному курсу - он вас тут же пристрелит. Как и официант. Это шутка, разумеется, но в ней есть большая доля правды. На черном рынке вам дадут уже около 6 тысяч боливаров за 1 доллар. Я пошел в своем отеле выпить чашечку кофе. На сдачу мне начали давать пачки денег. Я говорю: куда же я это все положу? Тогда мне любезно вручили пакет.

- При этом по улицам едут дорогущие машины, одна лучше другой. А заправлены они бензином, который до сих пор стоит дешевле воды.

- То есть на эти 100 условных боливаров, который не берет нищий, ты можешь заправить целый бак бензина. При этом в магазинах товары продаются по паспорту. Ты приходишь в кассу платить, отдаешь паспорт, его переписывают. Потом с покупками идешь на контроль, у тебя опять проверяют паспортные данные.

- Ощущение, что мы с вами через это уже проходили. Ситуация в сегодняшней Венесуэле напоминает СССР перед самым его развалом?

- Немножко. Я даже подумал, что это некая машина времени. А потом еще какой-то чертенок у меня в душе начал свербеть: это машина времени в какую сторону?

Экс-депутат Госдумы Андрей Туманов

Экс-депутат Госдумы Андрей Туманов

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Я готов стать святым!»

- Ваш срочный визит в гости венесуэльскому президенту выглядит так, будто Николас Мадуро вызвал вас спасать ситуацию?

- Я буду политкорректен, потому что дружу с Венесуэлой, но скажу так: некоторые называют Мадуро диктатором. Извините, но какой диктатор потерпел бы оппозиционный парламент? Ведь выборы в стране выиграла оппозиция, которая заранее обозначила: мы с вами за один стол никогда не сядем, мы выйдем на улицы, мы вас сметем. А он, тем не менее, предпринимает попытки сесть за стол переговоров. Николас Мадуро пытался уже много людей подключить к посредничеству. В частности, рассказывал, что два раза был у Папы Римского, и тот согласился помочь. Но оппозиционные кардиналы на призыв Папы не откликнулись. Николас очень возмущался: «Как же так, я их приглашаю, я хочу сидеть с ними за столом переговоров, а они говорят: кто ты такой? Ты не святой! Я готов стать святым!» Он очень искренний. Я готов голову положить на плаху, что он не хочет пролития крови. Другое дело, что оппозиционная сторона идет ва-банк: им нужна полная смена существующего строя, правительства, президента. Это их программа минимум. Мадуро же предлагает все немножко подкорректировать: вместо оппозиционного парламента сделать Конституционную Ассамблею, провести выборы не по месту жительства, а исходя из социальных групп - чтобы от женщин были кандидаты, от крестьян, от матросов… Но мы это тоже проходили в 1917-м году.

«Чависты» и экономика

- В чем состоит российский интерес к этой точке на карте?

- В том, чтобы в Венесуэле экономический спад прекратился. Потому что это сейчас едва ли не единственная на латиноамериканском континенте страна, которая в открытую противостоит монополизму одного государства. Все остальные страны, включая Аргентину «прогнулись» перед США. По слухам, в той же Колумбии, которая еще беднее, чем Венесуэла, уже есть американские военные базы, которые готовы поддержать венесуэльских повстанцев. Кроме того, некоторые российские фирмы, например, Роснефть, вложили в Венесуэлу достаточно много денег. Если, не дай бог, там случится переворот, эти инвестиции могут улететь в трубу. Первое, что сделал Чавес, когда пришел к власти - национализировал всё, что принадлежало бизнесу из США. Естественно, если к власти придет лидер оппозиции Энрике Каприлес, он начнет с реституции. Активы будут отданы тем, кому они когда-то принадлежали. Обнадеживает в этой ситуации лишь то, что огромные кредиты Венесуэле дал Китай, который для США является мощным сдерживающим фактором. С Китаем США ссориться не будут, потому что Китай - основной держатель американских долговых государственных бумаг.

- Но, может, в нынешней «аховой» ситуации смена экономической модели в Венесуэле была бы не лишней?

-Чего сейчас не хватает господину Мадуро - так это здравых экономических советников и понимания того, что инфляция в Венесуэле все-таки происходит не из-за того, что ее раздувает американский Госдеп. Есть проблемы, которые достались ей от прошлых правительств. Венесуэла никогда не была стабильной и богатой, там постоянно были то диктаторы, то перевороты. Но будем объективны: когда пришел Уго Чавес, он огромное количество людей переселил с улиц и из трущоб в дома. Так что нельзя говорить, что пришли «чависты» и испортили всю экономику…Несмотря на то, что я не согласен со многими экономическими мерами нынешнего правительства Венесуэлы (когда государство тотально вмешивается в экономику - устанавливет цены, регулирует рыночные отношения. - Ред.), меня радует то, что оно пытается всеми силами удержать страну от кровавого хаоса.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Каково нынешнее состояние экономики Венесуэлы?

Инфляция за четыре месяца 2017 года - 92 %, по прогнозам к концу года инфляция достигнет уровня в 720 процентов.

Средняя зарплата 15-20 долларов

Уровень бедности - 75%

Падение ВВП - минус 18 %

Безработица - 21 %

Внешний долг - $130 млрд.

Бюджетный дефицит - 17 %