Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Наука10 мая 2017 17:26

На самолете в ближний космос!

В Швейцарии прошел первый тестовый полет стратосферного самолета SolarStratos на солнечной энергии
Стратосферный самолет SolarStratos предназначен для полетов на высоте 25 километров и выше.

Стратосферный самолет SolarStratos предназначен для полетов на высоте 25 километров и выше.

Аппаратами на солнечных батареях сегодня никого не удивишь. Вы спросите, чем этот швейцарский SolarStratos отличается от своего собрата солнечного планера Solar Impulse 2, известного тем, что он за год обогнул земной шар, сделав 16 посадок? Или от аппарата на солнечной тяге Федора Конюхова, который намерен облететь на нем Землю без посадки за 120 часов?

Отличие в том, что SolarStratos рассчитан на бОльшую высоту. Если Федор Конюхов планирует забраться на 16 километров вверх, то стратосферный самолет швейцарцев предназначен для полетов на высоте 25 километров и выше. Невесомости там еще нет, однако специалисты называют эти слои стратосферы уже ближним космосом. Освоение этой области считается очень перспективным направлением. Дело в том, что здесь можно запускать атмосферные спутники связи, которые в несколько раз дешевле космических. Или спутники наблюдения, они не только будут экономить деньги, но и давать более точную информацию. Ведь с высоты в 20-30 километров можно точнее определить, например, границы лесного пожара, чем с околоземной орбиты (свыше 160 км).

Кстати, не так давно Россия приступила к тестированию атмосферного спутника на солнечных батареях «Сова». Но это небольшой беспилотник весом 12 килограмм и размахом крыла 9 метров.

А SolarStratos - это первый в мире полноценный двухместный стратосферный самолет. Он весит 450 килограммов, длина фюзеляжа 8,5 метров, размах крыльев равен 25 метрам. Причем 22 квадратных метра поверхности занимают солнечные панели. Весной Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало руководителю проекта SolarStratos Рафаэлю Домьяну разрешение на проведение летных испытаний. И в начале мая чудо-самолет совершил первый полет. Летчик-испытатель Дамиан Хишье за время короткого 7-минутного полета поднял аппарат на скромную высоту - 300 метров. Подниматься в стратосферу самолет начнет, когда конструкторы убедятся, что аппарат работает идеально.

Проблема в том, что летчик не имеет права на ошибку: чтобы максимально облегчить самолет, инженеры не стали оборудовать кабину системами поддержания нормального давления и температуры. Чтобы выжить при температуре минус 56 градусов и атмосферном давлении в десятки и сотни раз ниже, чем на поверхности Земли, оба летчика надевают скафандры. Что интересно: швейцарцы среди разных вариантов выбрали российский скафандр «Сокол», он не предназначен для выходов в космос, но позволяет выдерживать условия межзвездного пространства. Единственный минус - это невозможность использования парашюта в случае нештатной ситуации. Поэтому к безопасности стратосферного самолета предъявляются повышенные требования.

- Мы очень довольны, что можем продемонстрировать работающую технологию, которая позволяет достичь большего, чем аппараты на ископаемых видах топлива, - заявил Рафаэль Домьян. - Электрические и солнечные автомобили вытеснят двигатели внутреннего сгорания с рынка в XXI веке. А наши самолеты могут летать на высоте 25000 метров и это открывает двери для возможностей коммерческой электрической и солнечной авиации в пределах ближнего космоса.

Домьян рассчитывает, что полеты в стратосферу можно будет продавать туристам.

ТТХ SolarStratos

Длина – 8,5 метра

Размах крыльев – 24,9 метра

Вес – 450 килограммов

Запас автономности – более 24 часов

Привод – 4-лопастной пропеллер, диаметр – 2,2 метра

Мотор – электрический мощностью 32кВт,

КПД мотора – 90%

Количество пилотов – 2

Питание – солнечная энергия

Площадь солнечной батареи – 22 квадратных метра