Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука26 апреля 2017 18:40

Федор Конюхов облетит земной шар на планере без единой посадки

Легендарный путешественник собирается побить еще один мировой рекорд [инфографика]
Легендарный путешественник Федор Конюхов.

Легендарный путешественник Федор Конюхов.

Фото: Елена МАРТЫНОВА

Земной шар - за 120 часов

- Если бы в 1960 году вам сказали, что человек через год полетит в космос, вы бы поверили? Нет, вы бы ответили – это нереально, - срезал меня президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.

И этот аргумент показался мне весьма убедительным. Хотя то, что я успел прочесть в интернете, готовясь к разговору, не настраивало на слишком оптимистический лад.

Не так давно был создан самолет-планер на солнечных батареях, который обогнул земной шарик - Solar Impulse 2. Только без посадки преодолеть маршрут он не смог. Вылетел 9 марта 2015 года из Абу-Даби. А вернулся туда же только 26 июля 2016! Больше чем через год! За это время он сделал шестнадцать остановок, иногда застревая по месяцу в одной точке. И ведь построили его в одной из самых технологически развитых стран мира - в Швейцарии!

Был и беспосадочный перелет. С 1 по 3 марта 2005 года американский бизнесмен и экстремал Стив Фоссетт проделал это в одиночку. Но - опять же - для этого был сконструирован специальный самолет. С полноценными двигателями, а не внешне тщедушный планер.

А тут бизнесмен Виктор Вексельберг рассказывает президенту Владимиру Путину о том, что в ближайшее время у нас построят планер, который без посадки облетит вокруг Земли. Причем, всего за 120 часов. И заберется он на высоту, недоступную большинству современных самолетов, - 16 километров. Фантастика!

Единственное, что как-то примиряло рассказ о проекте с действительностью, это обещание посадить за штурвал планера Федора Конюхова. Конюхов и не в такие авантюры ввязывался - и - вот дал Бог человеку талант, упорство и удачливость - все они в конце концов осуществлялись.

Но, когда я обзвонил специалистов, оказалось: Конюхов - один из идеологов проекта. И вовсе это не авантюра. Все серьезно, продумано и просчитано.

Федор Конюхов. Первые тренировки. Инструктор - мастер спорта Сергей Рябчинский. Фото: Предоставлено Федерацией планетного спорта России.

Федор Конюхов. Первые тренировки. Инструктор - мастер спорта Сергей Рябчинский. Фото: Предоставлено Федерацией планетного спорта России.

По следам Фоссета

- Инициаторами такого перелета были Конюхов и я, - признается Рябчинский. - Федор Фи-липпович дружил с Фоссетом, он следил за его рекордами. В 2002-м Фоссет облетел Землю на воздушном шаре (Конюхов проделал подобное путешествие в прошлом году и побил рекорд Фоссета - он летел по более длинному маршруту и преодолел его на два дня быстрее, чем американец, еженедельник «КП» не раз писал об этом - Авт.). У Фоссета же была задумка совершить беспосадочную кругосветку на планере. А когда Фоссет погиб (разбился на самолете в 2007 году - Авт.), Федор Филиппович решил изучить идею американца поглубже - насколько это реально? Он обратился ко мне, мы вместе начали прикидывать. На первый взгляд и правда все выглядело уж очень фантастично… А потом поняли: современная наука и новые технологии дают нам шанс.

Если посмотреть историю появления новых технологий - ну хотя бы за последние лет сто, сначала появляется сумасшедшая задача, выслушивая которую большинство специалистов крутят пальцем у виска - ну вы даете. Потом появляется физик, инженер, биолог с горящими глазами, который вдруг заявляет - а почему бы нет? Сделаем! Собственно, из упорства, сдобренного хорошей порцией сумасшедшинки родилась авиация. Подводный флот. Первый полет в космос и прогулки землян по Луне. Да и смартфоны с планшетами вряд ли возникли бы если б не перфекционизм и упертость Стива Джобса.

Беспосадочный перелет на планере вокруг Земли - грамотно сформулированная техническая задача, которая может в конце концов принести человечеству множество дивидендов.

Особенность российского проекта в том, что это будет планер, который станет парить на большой высоте. Solar Impulse2 был все же скорее самолетом на солнечных батареях. И летел он на небольшой высоте. Фото: solarimpuls.com

Особенность российского проекта в том, что это будет планер, который станет парить на большой высоте. Solar Impulse2 был все же скорее самолетом на солнечных батареях. И летел он на небольшой высоте. Фото: solarimpuls.com

Зачем это нужно?

- Есть спортивные цели - поставить очередной рекорд. И это важно. Почему бы в копилку страны не положить еще одно достижение? В последний раз советские планеристы поставили международный рекорд в 70-х годах прошлого века, - объясняет мне Михаил Лифшиц, директор по развитию высокотехнологичных активов корпорации «Ренова». - А мы на новом планере планируем достичь высоты 16-17 тысяч метров. Американцы долетали только до 15 тысяч.

Корпорация «Ренова» стала исполнителем уникального проекта. Михаил Лифшиц сам летчик, летает уже больше четверти века так что идея оказалась ему близка. Он объясняет, что проект вполне прикладной.

Результатом полета планера на такой высоте могут стать важные технологические достижения. Во-первых, усовершенствованные солнечные батареи с рекордным КПД. Во-вторых, испытание специальных фотопреобразователей и суперконденсаторов, которые позволяют энергию солнца «спрятать» в аккумуляторы. Создание надежных, легких, долго держащих заряд аккумуляторов сегодня одна из главных задач для инженеров. Вспомните и батареи, взрывающиеся в смартфонах, и электромобили, для которых нужно строить много специальных заправочных станций. В-третьих, системы связи, работу которых нужно проверить на высоте, близкой к стратосфере.

- Когда эти технологии будут отработаны, - объясняет Михаил, - можно будет говорить о создании новой энергетической установки для беспилотников, способных летать очень долго и на больших высотах. Это значит, что они смогут выполнять множество важных задач. Например, беспилотник с высоты 3-4 километра даст более точную карту лесного пожара, чем находящийся в десятки раз выше спутник дистанционного зондирования Земли.

- А еще такой планер позволит изучить движения воздуха на высотах выше 12 километров. Ниже мы примерно знаем что и как происходит, - добавляет Сергей Рябчинский. - Там летают гражданские самолеты. А выше? Есть исследования ученых, но если говорить о большой авиации, то нынешних данных маловато. Планер – идеальный вариант для исследований.

- А зачем нам летать выше 12 тысяч метров?

- Чтобы быстрее добираться до нужной точки. Есть же проекты самолетов-космопланов, которые выскакивают за атмосферу, а потом возвращаются. Такой полет, скажем, из Москвы в австралийский Сидней занял бы гораздо меньше времени.

Федор Конюхов будет управлять суперпланером.

Федор Конюхов будет управлять суперпланером.

Фото: Елена МАРТЫНОВА

Чудо с мотором на солнечных батареях

- Речь идет о моторизованном планере, - объясняет Лифшиц. - Он будет подниматься, используя восходящие потоки воздуха или электрический мотор. Для его питания и нужны надежные солнечные батареи. Мы используем аэродинамику летательного аппарата и энергию солнца.

- Начиная с высоты 8 километров кислорода в атмосфере практически нет, - продолжает Сергей Рябчинский. - С высоты 10 километров пилоту нужно подавать кислород под давлением. А с высоты 12 километров человек не может находиться высоте без скафандра. Все это изучено для военных летчиков. Но теперь задача - эти технологии использовать для планера, у которого очень компактная кабина. И нет других источников энергии, кроме электричества, хранящегося в аккумуляторах.

- Есть два варианта - либо мы делаем герметичную кабину, либо надеваем на пилота скафандр, - размышляет Лифшиц.

А еще нужно решить как кормить в полете летчика - 120 часов - это почти пять суток. Как он будет ходить, простите, в туалет - если для туалета места в планере нет. Где спать? Как греться? На такой высоте очень холодно почти как на Северном полюсе зимой. Понятно, что Конюхову к морозам не привыкать. Но все же...

- К осени должен быть готов первый летательный аппарат, более-менее стандартный. На нем мы хотим испытать все системы - летающая лаборатория. А затем, уже с учетом нако-пившегося опыта, займемся разработкой рекордного аппарата, - рассказывает Михаил Лифшиц.

- Вексельберг говорил о перспективе в два года...

- Да, мы так и рассчитываем - после испытаний первого аппарата еще около двух лет уйдет на разработку и создание планера для уникального кругосветного полета.

Летательный аппарат будет на полностью электрической тяге.

Летательный аппарат будет на полностью электрической тяге.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Конюхов уже тренируется

Планеристы, как и технари, тоже начали подготовку к рекорду.

- Сейчас мы выполняем полеты на Кавказе, с использованием волновых движений. И уже поднялись на 10 километров. Можно и выше, но необходимо совершенствовать оборудование. Этим-то и занимаемся, - рассказывает Сергей Рябчинский.

И тут я подумал еще об одной проблеме. Понятно, когда такие сложные полеты выполняет опытный пилот-планерист. Знаменитый Федор Конюхов летал и плавал на многом. Но он никогда не пилотировал планер. А ему уже 65 лет… А сколько будет к тому времени, когда построят суперпланер?

- Может полет выполнит более опытный летчик?

- О, это стандартный вопрос, который мне задают в последнее время. Федор Филиппович этой зимой начал тренировки на подмосковном аэродроме Шевлино. Можно ли его заменить в этом проекте? Точно - нет. Потому что здесь главное сила духа и сила воли, которые есть у этого человека. Возраст? Пообщайтесь с ним, и вы поймете, что этот человек молод духом. И он еще многое может совершить для своей страны.