Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество22 апреля 2017 5:54

Суд отклонил иски стюардесс к «Аэрофлоту»

Женщины пытались доказать, что в компании их дискриминируют по... размеру одежды

Пресненский суд сегодня поставил точку в довольно странной истории. Здесь разбирали иск стюардессы Евгении Магуриной к компании «Аэрофлот», в которой она работает с 2010 года. Суть претензии: женщина считает, что ее дискириминируют. А все якобы потому, что она прибавила в весе.

«ПРИЛЕТАЮ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА, А МЕНЯ В САМАРУ?»

Первым делом в ходе судебного заседания выяснилось, что Магурина экстренно увеличила сумму заявленной претензии. В предыдущей редакции иска фигурировала сумма в 100 тысяч рублей, которые женщина хотела бы получить в качестве моральной компенсации. Теперь, заявили адвокаты бортпроводницы, нужно 500 тысяч. А еще Евгения Магурина требовала от суда, чтобы действия компании признали дискриминацией по размеру одежды. Именно так: дискриминацией.

Впрочем, во время выступлений участников процесса начали выясняться новые детали.

Например. Оказалось, что в «Аэрофлоте» еще с 2011 года действует внутренний документ «Требования к членам кабинного экипажа». Там указывается, что у сотрудников компании должен быт размер одежды от 42-го до 48-го. Магурина этот документ, как и все ее коллеги, подписывала. Судье даже документ с ее подписью предоставили.

Какой размеру у Евгении? Она сама озвучила:

- 52-й.

- Вы отстранены от полетов? - спросил судья.

- Нет. Я летаю.

Присутствовавшие в зале журналисты переглянулись. Многие всерьез полагали, что слово «дискриминация» возникла в иске, потому что бортпроводницу уволили. Или она была вынуждена уйти из компании. Ну или что-то еще в таком роде.

Но это, как оказалось, не так.

- Но в августе прошлого года компания резко поменяла географию моих полетов, - возмутилась стюардесса. - В один четверг прилетела из Нью-Йорка, а на пятницу вижу в своем расписании - Уфа, Самара. Я этого не понимаю...

(Даже как-то неловко стало. Что же, в Уфе с Самарой пассажиры хуже, что ли?)

- Просто на этих рейсах меньше платят, - сама объяснила Магурина. - А еще это ударило по моим амбициям... Я три раза делала в компанию запросы, чтобы меня назначили на рейс в Майами. Но мне пишут отказы.

(По залу снова пронесся шепоток. Хорошенькое дело - чтоб летать непременно в Майами!)

ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

Юрист «Аэрофлота» сообщил в суде, что во внутренних документах действительно есть требования к внешнему виду сотрудников: по росту, размеру одежды, индексу массы тела. И объяснил, для чего их приняли:

- Очевидно, что пространство самолета ограничено, в салоне есть узкие проходы между креслами. Бортпроводники должны легко расходиться с пассажирами в проходах. Кроме того, есть ряд критериев безопасности полетов. Сотрудники авиакомпании должны в случае возникновения аварии помогать пассажирам покинуть салон, выбраться на спасательный плот при приводнении. С избыточным весом выполнять это сложней.

Более того, аналогичные требования выдвигают и многие иностранные компании, например в Китае и Индии.

- Мы считаем, что никакой дискриминации здесь нет и быть не может, - продолжил юрист. - Все люди изначально разные. Поэтому никто не хочет обидеть уважаемую истицу.

Здесь стоит отметить, что в марте этого года исследовательский холдинг Ромир провел по заказу авиакомпании «Аэрофлот Российские авиалинии» опрос среди пассажиров. Обращают ли они внимание на внешний вид стюардесс и стюардов? Результаты получились однозначными.

Например, 92% опрошенных заявили, что бортпроводники авиакомпании с высокими стандартами качества сервиса должны иметь привлекательную внешность.

94% пассажиров согласны с тем, что у авиакомпании с высокими стандартами качества сервиса бортпроводники должны иметь хорошую физическую подготовку.

Еще был вопрос «Повлияет ли излишняя полнота бортпроводника на выполнение своих обязанностей в экстренной ситуации при проведении эвакуации пассажиров с борта воздушного судна?». Утвердительно ответили 82%.

79% пассажиров согласны с тем, что авиакомпания имеет полное право устанавливать ограничения по весу / размеру одежды и уровню физической подготовки у своих бортпроводников.

Как говорится, ничего личного.

СКАНДАЛ ПЫТАЛСЯ РАЗДУТЬ ШПЛС?

После недолгих прений, судья удалился в комнату для совещаний. Спустя полчаса вынес свое решение: в иске Евгении Магуриной отказано. Тремя днями ранее такое решение было вынесено в Тверском суде по иску еще одной бортпроводницы «Аэрофлота» Ирины Иерусалимской. Суть обращения в суд была та же: женщина жаловалась, что вместо заграничных рейсов ее теперь все чаще ставят на внутренние. И все, якобы, из-за веса.

Эксперты считают, что размер одежды был лишь поводом для того, чтобы затащить «Аэрофлот» в суд.

Политолога и юриста Павла Данилина обвинить в дискриминации по отношению к полным людям сложно. Его вес - 130 килограммов. Он считает, что вопрос о размере одежды в этой истории со стюардессами вообще не при чем.

- Я знаю, что «Аэрофлот» предлагал этим стюардессам Казахстан и другие международные направления, но они считают, что это не заграница, - говорит Данилин. - То есть, самой сути претензии не существует. Почему им непременно нужно летать именно в США? Я бы не сказал, что это какая-то сильная любовь к небу. Тогда какая разница, куда летать. Здесь ведь речь о чем-то другом. Если бы подобные претензии возникли у стюардесс к компании лет десять назад, я был бы уверен, что все дело в том, что места в экипаже на такие заграничные полеты просто продавались. То есть, старшая бортпроводница за взятку в 300-400 евро могла взять в рейс того или иного человека. Эти деньги потом «отбивались» за счет того, что стюардессы перевозили туда-сюда какие-либо товары. Нынешнее руководство компании эти явления победило. Но раньше такое было.

- Для меня эти иски с самого начала были провальными, - заявляет доктор экономических наук Никита Кричевский. - Если бы речь шла о дискриминации, иск должен был быть коллективным. Ну не могут же одного человека по какому-то признаку ущемлять, а сотни других - нет. Кому было выгодно пытаться раздуть этот скандал? Если убрать «эффект Дианы Шурыгиной» - а я вижу по публикациям в СМИ, что Евгении Магуриной внимание прессы очень нравится - я прихожу к выводу, что в ходе этого судебного процесса проявилась еще одна сторона. Шереметьевский Профсоюз Летного Состава, представителя которого Магурина даже пыталась вызвать в качестве свидетеля в суде. ШПЛС - весьма одиозная структура. Однажды его представителей поймали на вымогательстве у авиакомпании «Аэрофлот», было реальное уголовное дело по мошенничеству в особо крупном размере. Я считаю, что этим делом кто-то пытался раздуть из мухи слона, пытались нанести удар по имиджу «Аэрофлота». А получилось наоборот. Компания доказала, что готова аргументированно отстаивать свою позицию в судах, потому что кристально чисто ведет все свои дела. И недаром на днях «Аэрофлот» признали самым сильным брендом России.

ОФИЦИАЛЬНО

- Аэрофлот полностью удовлетворен принятыми судебными решениями, - прокомментировал «дело стюардесс» заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот» Владимира Александрова. - Несмотря на излишнюю эмоциональность процесса и неудавшуюся попытку дискредитировать национального перевозчика и дестабилизировать работу внутри коллектива, судами были правильно исследованы обстоятельства дела и дана справедливая оценка доводам сторон. Требования заявителей были необоснованные, содержали в себе подмену правовых понятий, ввиду чего и были признаны несостоятельными. Никто из работников «Аэрофлота» не подвергается дискриминации, ведь основным нашим приоритетом является соблюдение прав пассажиров и сотрудников компании. Политика нашей компании всегда была направлена на достижение высоких результатов. Именно поэтому во всем мире «Аэрофлот» ассоциируется с надежностью, безопасностью и законностью. Благодаря титаническому труду бортпроводников, нам удается каждый день обеспечивать комфорт и безопасность десятков тысяч пассажиров. В авиационной отрасли работа бортпроводника Аэрофлота всегда являлась крайне привлекательной. Для них мы создали уникальные условия для труда, предоставив высокие социальные гарантии и льготы. Мы и дальше будем стремиться делать все возможное для улучшения их условий труда. «Аэрофлот» и дальше будет предъявлять повышенные требования к персоналу для максимального комфорта и безопасности пассажиров. Это остается приоритетной задачей компании.