Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество12 декабря 2016 22:00

Пожарный экстренного реагирования

Сергей Лукьянов рассказал, как хобби помогает в спасении людей
Герой успевает и пожары тушить, и в гонках участвовать. Фото: Семейный архив Сергея Лукьянова

Герой успевает и пожары тушить, и в гонках участвовать. Фото: Семейный архив Сергея Лукьянова

Сергей Лукьянов пришел работать в пожарную часть № 104 Ростова-на-Дону в 35 лет. Вполне состоявшийся специалист в совершенно другой сфере вдруг бросает все на гражданке, ради того чтобы бороться с огнем. Почему?

- Мечта детства, - улыбается Сергей. - Думал, отпустит. Но только сильнее не давала покоя.

Но кроме мечты спасать людей была у Лукьянова и другая - участвовать в гонках. И кто же знал, что осуществление одной потянет за собой другую...

«НОЧЬ НЕДОЗАКРУЧЕННЫХ ГАЕК»

Водитель пожарной машины мечтал о еще больших скоростях. Сергей мечтал о гонках.

Дальше идет целая цепь случайностей. Случайно попал на чемпионат России по гонкам на «ГАЗах». Случайно встретил наставника. Случайно купил машину. Но нужно было еще переделать ее под гонки, и тут - уже не случайно - помогала вся пожарная команда, естественно, в свободное от работы время.

Последнюю ночь перед гонками Сергей не спал. С друзьями и коллегами поставили мотор, потом проверяли машину, назвав последние часы перед стартом «ночью недозакрученных гаек». Наутро поехал на трассу, взяв с собой главных болельщиков - семью. Гонки проходили на окраине Ростова-на-Дону. Счастливого финиша не случилось. Первый круг с бьющимся сердцем прошел, а на втором спалил мотор.

- Дочь рыдала, расстроенная супруга махнула рукой: мол, столько времени ушло напрасно. А у меня задор и еще большее желание доказать, что могу!

ОЧЕНЬ СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Упорный Сергей уже через полгода появился на российском чемпионате в Рязани с усовершенствованной машиной. И стало получаться! Одновременно на работе у него начались серьезные изменения. Руководство предложило пересесть на мотоцикл «Хонда», став бойцом группы экстренного реагирования.

- На гонках важно не просто справляться с рулем, а и грамотно использовать мощность мотора, - говорит Сергей. - Объем двигателя наших мотоциклов - 1200 кубиков. Это очень солидно плюс маневренность. Это кажется, что мы беспомощны на пожарах. Хочу пожать руку тому человеку, кто продумывал снаряжение. Чтобы было понятно: когда я еду на тушение пожара, сзади меня емкость, где находится 14 литров пены с водой. Хватит, чтобы локализовать или даже ликвидировать. Есть два титановых лома, с которыми я могу взломать машину, чтобы вытащить пострадавшего человека, есть гидравлический пресс для поднятия, к примеру, упавшей плиты. А еще аптечка, два огнетушителя и многое другое.

Сергей на своей штатной «Хонде». Фото: Семейный архив Сергея Лукьянова

Сергей на своей штатной «Хонде». Фото: Семейный архив Сергея Лукьянова

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ

Сергей настолько увлечен своими хобби, что заразил коллег. А еще гонки помогли ему найти международное взаимопонимание.

- Однажды, когда я приехал на чемпионат в Рязань, ко мне подошли гонщики-латыши, - рассказывает улыбчивый Сергей. - Разговорились, спрашивают, мол, кто вы. Я с гордостью рапортую: водитель пожарной машины и начальник караула (он тоже со мной поехал), прибыли сюда за победой. Оказалось, что команда из Латвии состояла из сотрудников пожарной части. Очень хорошие ребята! У меня на время заезда сорвало резину - смотрю, а они уже катят новую, вылетела пробка с радиатора - тащат другую!

С тех пор спортсмены-коллеги по­дружились, часто общаются на соревнованиях, выручая друг друга.

ПРИЗВАНИЕ - СПАСАТЬ

За пять лет, которые Сергей отдал МЧС, он получил шесть допусков к работам, то есть знает, как действовать в самых сложных ЧП, помогать пострадавшим, а скоро отправится на дополнительное обучение - осваивать азы альпинизма. Он спас десятки жизней (вспоминает первый случай, когда был стажером и выносил одного из троих детей, отравившихся дымом, тогда всех малышей откачали), помог потушить сотни пожаров. Есть серьезный прогресс и в гонках. Он получил первый разряд по автокроссу, в 2014 году в чемпионате Ростовской области занял второе место, а в прошлом - третье.

- Сказать, что я люблю свою работу, значит ничего не сказать, это моя жизнь, - с улыбкой продолжает беседу спасатель. - Мне нравится помогать людям, благодаря хобби у меня есть навыки, которые только выручают на работе. Когда едешь на вызов по городу, где постоянные пробки, нужно быть всегда сконцентрированным. Задача одна - быстро прибыть в нужный адрес. Это же требуется в гонках, даже когда соперники сбивают зеркала бокового вида, нужно не потерять контроль и все-таки быть первым на финише...

P.S. На сегодняшний день в группу экстренного реагирования, где работает Сергей, входят девять человек. На их вооружении четыре мотоцикла, через год, к чемпионату мира 2018 года, спасателей, роботающих на мотоциклах, станет в два раза больше. Отбор будет серьезный, ведь спасатель - это человек, который должен уметь все и даже чуть больше.