Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество8 сентября 2016 12:30

Почему по итогам секс-скандала в московской школе нет уголовных дел

Юристы считают, что у расследования нет судебной перспективы
Алексей КУЗНЕЦОВ
Сроки в случае с школой №57 еще не истекли, поэтому потенциально разбирательство возможно. ФОТО Александр ЩЕРБАК/ТАСС

Сроки в случае с школой №57 еще не истекли, поэтому потенциально разбирательство возможно. ФОТО Александр ЩЕРБАК/ТАСС

Грандиозный скандал вокруг учителей-развратников из элитной 57-ой школы Москвы прогремел на всю страну. Но сложилась парадоксальная ситуация: педофилы вроде бы есть, а уголовных дел и арестов - нет! Может, дело в наличии у администрации 57-ой могущественной «крыши», ведь там учатся дети многих высокопоставленных чиновников?

О юридической стороне дела мы попросили рассказать Владимира Комиссарова, заведующего кафедрой уголовного права и криминологии юрфака МГУ.

- В Фейсбуке висят обвинительные записи выпускников. Но заявлений в полицию нет. Могут ли следственные органы возбудить дело или проверку, если нет обращений?

- Это так называемые дела частно-публичного обвинения. ДЛя такой категории дел обязательно заявление потерпевшего. Выпускники могут обратиться напрямую в суд, и он будет обязан их рассмотреть.

- Ученики говорят об отношениях с педагогами 10, 16-летней давности. Можно ли завести дело с таким сроком?

- Сроки давности здесь от 3 до 5 лет в зависимости от статьи. Если они тогда не заявляли о преступлении, то сейчас, боюсь, решить в уголовном порядке уже ничего нельзя — только в гражданско-правовом. Но это зависит от ответчика, а он может и отказаться. И с этим ничего не сделать, время ушло.

- Самый свежий случай — 2-летней давности, но девушке тогда было 16, и вроде как, все было по обоюдному согласию.

- В случае 16-летней девушки обоюдное согласие может быть только при условии, что второе лицо тоже несовершеннолетнее. А если он достиг 18-летнего возраста, то на это уже есть статья — "Половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия". До 18 — не трогай!

Давностные сроки в этом случае еще не истекли, поэтому потенциально разбирательство возможно.

Тот самый пост Екатерины Кронгауз в Фейсбуке, с которого и начался скандал

Тот самый пост Екатерины Кронгауз в Фейсбуке, с которого и начался скандал

- А как быть с доказательствами? Прямых улик, наверно, нет, и вряд ли они видео снимали...

- В основу могут быть положены показания одного человека — тогда это «труба», потому что с точки зрения закона, и потерпевший и виновный находятся в одинаковом положении, и следствие не имеет права отдавать предпочтения ни тому, ни другому. Нужно искать дополнительные улики — например, если она кому-то что-то рассказывала об этом сразу после событий. Если дополнительных доказательств нет, это бессмысленно.

- Против того же педагога высказывались и другие ученики, но по ним вышел срок давности. Можно ли их привлечь в качестве свидетелей?

- Можно! В этом качестве они могут выступать. Сатисфакции в свою пользу они требовать не могут, но с точки зрения доказательной базы это приемлемо.

- Могут ли следователи прогнать через полиграф всех фигурантов этой истории? Говорят, что школу могли подставить, и посты пострадавших — вымысел. А детектор лжи покажет, что не врут.

- Полиграф допустим в качестве одного из доказательств. Но при условии, если эти лица добровольно согласятся, заставить их нельзя. Проверка подтверждает их позицию, что они не врут. Проверить выпусников можно только по инициативе органов. Люди могут написать заявление — прошу меня проверить, я говорю правду. Но полиграф это дорогостоящяя процедура, и проверяющие органы могут и отказать.

- Есть информация, что дирекция школы знала об этом и ничего не делала. Это как-то наказуемо?

- Это не соучастие, здесь это больше похоже на норму о несообщении о тяжком или особо-тяжком преступлении, срок лишения свободы по которым больше пяти лет. Если они знали об этом и не сообщили, тогда их можно привлечь по отдельной статье.

- Для этого нужен отдельный иск?

- Да, потому что доказательства все равно нужны. Следствие обязано доказывать такие вещи. Если нет доказательств — ничего не будет.

Бывшие ученики делают признания

Бывшие ученики делают признания

- А администрацию школы отдельно, без дела о педофилах, нельзя привлечь?

- Пока нет прецедента — основной базовой статьи — дополнительные дела не проходят. Но по несообщениям я знаю, в лучшем случае, проходят 5-10 дел по России в году, это довольно редкая вещь.

- Главный фигурант в конце августа ушел из школы по собственному желанию и уехал в Израиль. Можно ли его оттуда достать?

- Гипотетически — можно! Но практика показывает, что Израиль нам очень редко кого-либо выдает, это уже на уровне международного соглашения. Думаю, по этому поводу вообще ничего не получится.

- То есть, смысла затевать проверки и открывать дело нет?

- Дело глухое, да. Можно нервы потрепать, но даже если будет суд присяжных, я далеко не уверен, что он вынесет обвинительный приговор. В суд можно обратиться, чтобы привлечь внимание к этой ситуации. Но в части уголовного наказания здесь перспективы будут слабоваты.

- Очень видно, как Следственный комитет и другие органы не хотят этим заниматься...

- А это висяк — дело возбуждено, результатов нет. А по загривку начинают бить следователей. Поэтому они стараются там, где муторное дело, лишнюю обузу на себя не брать, потому что ему рано или поздно дадут подзатыльник за то, что не сумел довести дело до суда — это оценка его профессионализма.

P.S. Мы отправили официальный запрос в Департамент образования города Москвы с просьбой прокомментировать ситуацию в 57-ой школе. Пока ответ так и не поступил.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В 57-ой московской школе работают следователи

Педофилами и маньяками занимается Следственный Комитет России. Обычно следователи оперативно дают комментарии о разоблачении таких преступников. Но случай в 57-ой школе непростой. Речь идет о возможных фактах совращения несовершеннолетних. Было это около 10 лет назад. А от пострадавших старшеклассников заявлений нет. По закону, в 16 лет, они имели право вступать в половые отношения. Если согласны (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Продолжение секс-скандала вокруг элитной столичной школы: "Учительница забеременела от моего сына"

Пока компетентные органы хранят многозначительное молчание, а руководители образования пытаются всячески избегать комментариев на тему 57-й школы, в Фейсбуке началась полномасштабная война компроматов. Благодаря этому все желающие получили возможность заглянуть за кулисы знаменитого учебного учреждения и... остолбенеть от того, что происходило в стенах внешне благополучной школы (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крутить романы со старшеклассницами учитель начал больше десяти лет назад

Знаменитая элитная школа на первых местах в рейтинге по качеству образования в столице (топ был как раз недавно опубликован Департаментом образования). Журналист Екатерина Кронгауз написала в соцсети об учителе истории из этой школы, который «крутил романы» с ученицами. Причем, это не была обычная влюбленность ученицы в состоявшегося, взрослого, умного мужчину и учителя, разглядевшего в старшекласснице свою будущую половинку. Старшеклассницы заканчивали школу, их место занимали новые влюбленности (подробности)

МНЕНИЯ

Восемь отцовских «почему?» по поводу 57-й школы

Дмитрий СТЕШИН

Месяц назад ко мне переехал жить мой 12-летний сын. Все по строгим педагогическим и бюрократическим схемам – прописка по новому месту жительства, перевод из школы в школу, медицинская карта и полис, нотариально-заверенное согласие матери. Отдельная комната с учебным столом и лампой, инвентарь для занятия спортом, по комплекту одежды на сезон... И все равно, мы с тревогой ждем неизбежного визита ювенальщиков, даже наняли специального адвоката по детско-семейным делам. На всякий случай, потому что детей сейчас отбирают на раз – за игры в зоне приготовления пищи, за разбросанные игрушки, за отсутствие супа в холодильнике – все слыхали эти истории, тысячи их (подробности)

Историк школу пропил

Егор ХОЛМОГОРОВ

Когда в былые годы меня спрашивали с этаким придыханием: правда ли я учился «в той самой 57 школе», меня это страшно раздражало. К сорока годам у человека, чаще всего, достаточно жизненных достижений, чтобы школа, где он провел два предвыпускных года, не имела принципиального значения – чай не Итон. Но в этом моем отношении был один плюс – сегодня, когда спрашивают про «ту самую 57 школу» уже с обратным знаком, я не тушуюсь и не начинаю извиваться (подробности)