Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Происшествия21 июня 2016 7:00

Погибшие на Сямозере дети не знали, как правильно застегивать спасжилеты

Следственный комитет возбудил еще одно дело по гибели подростков в Карелии. Теперь они расследуют халатность
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Детей вывозят из лагеря. Провожают их вожатые. Фото: Александр КОЛЕРОВ

Детей вывозят из лагеря. Провожают их вожатые. Фото: Александр КОЛЕРОВ

ТРАУР В КАРЕЛИИ

Вечером, к девяти часам, на набережной Петрозаводска начали собираться люди. Сотни горожан несли к Онежскому озеру игрушки, цветы, свечи.

Местом паломничества стала ротонда, которая среди местных уже прослыла траурной. В день авиакатастрофы с нашим самолетом над Синаем здесь в одночасье выросли горы цветов и свечей. С тех пор так и повелось, что люди со своей болью приходят сюда – в самое, пожалуй, красивое место в Петрозаводске.

Перед свечой задумчиво сидел мальчик бейсболке. На вид - лет девяти.

- Ты их знал? – аккуратно заглядываю ребенку в лицо.

- Нет, - прищуривается не по годам серьезный малец. – И теперь уже не узнаю.

Люди шли семьями, с маленькими детьми. Организаторы насчитали около пятисот человек. В полиции цинично поделили эту цифру на пять.

Людей и правда было много. Впрочем, я не считала - мерить горе своим аршином рука не поднялась. А о том, что в Карелии – горе, не говорит только ленивый. Весь город забит силовиками, по сей день продолжаются поисковые операции: от 15-го ребенка, 13-летнего мальчика из Москвы, нашли только спасжилет. МЧС продолжают поднимать вновь и вновь над уже успокоившимся Сямозером спасательный вертолет.

Глядя на все происходящее, местные приходят в бешенство.

- Пусть закрывают этот лагерь к чертям собачьим, все продают и отдают семьям погибших, - выплескивает эмоции в разговоре со мной Анна – врач петрозаводской больницы. – Я не понимаю, как они их так отправили?! Это же убийство! А ведь приличный лагерь считался…

КОНЕЦ СМЕНЫ

В толпе людей на траурной акции были и вожатые «Парк-отель «Сямозеро». Сталкиваясь с журналистами, они надменно отворачиваются. Некоторых из них я уже встречала - на базе лагеря тремя часами ранее.

На вид это подростки лет семнадцати – немногим старше ребят, что приехали на Сямозеро отдыхать. Или, правильнее сказать, выживать. Впервые из-за оцепления из охраны и полиции, что выставлена сейчас на территории ославившегося лагеря, восемь юных созданий появились, когда надо было провожать автобусы с детьми. Ребята, как полагается по традиции, встали у ворот и активно махали «эвакуированным». Благодарные дети высовывались в окна и улыбались. Смена для них закончилась всего на два дня раньше запланированного срока. Так что вряд ли их переведут в другие лагеря.

Вожатые в этом лагере очень молоды и неопытны. Фото: Александр КОЛЕРОВ

Вожатые в этом лагере очень молоды и неопытны. Фото: Александр КОЛЕРОВ

Впрочем, в приподнятом настроении пребывают далеко не все. Большинство детей до сих пор в шоке. Возможно, даже этим ребятам, которым посчастливилось не попасть в дикие условия выживания на воде, в будущем тоже понадобится помощь психологов.

- Нам совместно с РЖД удалось организовать дополнительную посадку в карельский поезд до Москвы. Группу детей из лагеря мы отправили сначала в Петрозаводск, а оттуда уже в Москву, - рассказывает министр социальной защиты, труда и занятости по Республики Карелия Ольга Соколова. – Всего в последней колонне у нас отправились 153 ребенка. На территории лагеря остались только люди из обслуживающего персонала.

ЛАГЕРЬ ВЫЖИВАНИЯ

Из парк-отеля вывезли 166 московских детей. Все остальные – 48 ребят - приехали сюда из Петрозаводска. Впрочем, сколько детей было на начало смены, до сих пор никто не может точно сказать. Детский омбудсмен по Карелии Оксана Старшова говорит, что лагерь рассчитан на 210 детей. Однако, только по предварительным подсчетам, в выходные там было около 280 человек. Лагерь был перенаселен. Падкое до денег руководство заселило часть воспитанников в корпус, который не предназначен для эксплутации.

Когда «Парк-отель «Сямозеро» закроют окончательно, еще не решили. На утреннем совещании всех оперативных спецслужб в понедельник министр МЧС России Владимир Пучков говорил, что это надо делать срочно. Ровно также, как и вывозить оттуда детей. Но пошли заминки и только к вечеру в понедельник лагерь опустел.

Место, которое госпожа Елена Решетова со своей фирмой KareliaOpen облюбовала для так называемого отдыха детей выглядит страшно красиво. Во всех смыслах этого слова. Сямозеро – одно из крупнейших в Карелии, находится в очень живописном месте. В 1970-х годах на его песчаном берегу снимали эпизоды фильма «А зори здесь тихие». В 80-х – «Холодное лето пятьдесят третьего». А сейчас народ сюда стекается, чтобы порыбачить.

- Но мы не расставляли сети в выходные, - рассказывают мне местные мужики. – Все знали, что будет шторм. Видите ли, озеро у нас неспокойное, и если МЧС обещает порывы ветра и раскачку волн, никто и не сомневается, что будет еще хуже, чем они говорят.

Сообщения от МЧС о предстоящей непогоде руководство лагеря восприняло по–своему. Оказывается, лагерь позиционировал себя как "Школа рейнджеров". Это сейчас девиз отдыха "Остаться в живых" на сайте организации выглядит кощунственно, а тогда - самое то.

23 июня у них должна была закончиться смена. Прощание с детьми тут подразумевало не банальную «свечку» или гуляния у костра. Устраивались сплавы по Сямозеру для детей. Точный маршрут неизвестен, но предполагал ночевку. Дети путешествовали вдоль островов по озеру, проверяя себя на выносливость. Интересно, что при этом «рейнджерам» запрещали брать с собой телефоны для связи, а детей, как позже выяснилось, не научили даже правильно застегивать спасжилеты. Некоторые из ребят были слишком малы для этих средств защиты. Кроме того, инструкторы просто не понимали, как надо управлять каноэ. Когда они попали в шторм, лодки бились друг о друга, помогая товарищам уйти на дно.

- 51 человек: 47 детей и четверо инструкторов выдвинулись 18 июня из Сяргилахты в сторону Кудамы, - восстанавливает цепь событий пресс-секретарь МЧС по республики Карелия Алексей Ткачев. – Они шли через острова. Группа вышла, несмотря на предупреждения, что будет шторм. Ненастье их настигло где-то на середине озера. Две лодки перевернулись, а рафт из надувной лодки тогда уже успел причалить к берегу.

На острове дети организовали свой быт. У них были спальные мешки, еда, была возможность развести костер. Когда их нашли спасатели, ребята даже не подозревали, что их отставших товарищей уже нет в живых.

КОСТЬ В ГОРЛЕ

Деревня Сяргилахта, внизу которой базируется лагерь, находится в 89 километрах от Петрозаводска. Путь сюда хоть и живописный, но не самый приятный. Убитая асфальтная дорога вскоре превращается в проселочный путь.

- Тут ближайший магазин вообще в соседней деревне, - рассказывает мне Юлия. Девушка проводит каждое лето в Сяргилахте у деда. – Поэтому дети из лагеря, когда им тяжело было в прошлую смену, прибегали к нам. Просили картошки дать им, чего-нибудь сладкого. В этом году как-то у них получше, видимо, с продовольствием. Я только видела, как они с рюкзаками в поход ходили.

Лагерь для местных - как кость в горле. Хотя на территории выставлена круглосуточная охрана, воспитанники были предоставлены сами себе.

- Жгли костры прям на огородах, бухали, - рассказывает мне абориген Даня. – Никому тут это не нравилось. Инструкторы вообще не имели власти над ними. Я помню как они несколько лет назад бегали тут, как оголтелые, потому что пацаны из лагеря сбежали. Но потом вроде вернулись.

Смена в детском лагере закончилась на три дня раньше. Фото: Александр КОЛЕРОВ

Смена в детском лагере закончилась на три дня раньше. Фото: Александр КОЛЕРОВ

Вольная жизнь детей – это еще полбеды. Деревенские жалуются на произвол администрации лагеря.

- Они захватили Первый пляж. Просто поставили там забор, взяли под охрану большую территорию и теперь внизу у лагеря выхода к воде нет ни у кого, кроме них, - говорят жители Сяргилахты. – А все нечистоты они сливают в речку Лопушка.

Сейчас пока идет следствие. Следственный комитет возбудил дополнительное дело о халатности. Накануне стало известно о задержании уже пятого подозреваемого. Это инструктор. Сегодня им, вероятно, изберут меру пресечения.

Чиновники шерстят документы, пытаясь объяснить следствию и родственникам погибших, почему случилось такое и кто виноват в гибели детей.

Лагерь все же закроют – это факт, но какой ценой. И до сих пор непонятно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Выжившие на озере в Карелии дети провели в воде 9 часов

Спасательная операция на Сямозере, где в субботу 18 июня потерпели крушение две каноэ и плот с детьми, возобновлена. Об этом рассказали в оперативном штабе МЧС корреспонденту «Комсомолки», которая находится на месте событий (подробнее)

Спасатель из Карелии: Все дети были замерзшие и перепуганные

Корреспондент «Комсомольской правды» встретился с АндреемСевериковым, сотрудником турбазы, который вместе со своим товарищем первым вышел в район поиска и помог спасти детей, пострадавших в катастрофе на озере в Карелии (подробности).

Бывший сотрудник «Парк-Отеля Сямозеро»: С каждым годом профессиональных инструкторов было все меньше

- Зарплаты работникам платили не очень и задерживали подолгу, по этой причине в лагере работало все меньше квалифицированных инструкторов по туризму, - рассказал один из бывших работников «Парк-Отеля Сямозеро» Валентин Федоров (подробности).

Лагерь, в котором отдыхали погибшие в ходе сплава по реке дети, закроют

В преддверии летнего сезона МЧС проверяли этот лагерь. Нареканий к его работе не было (подробности).

Организатор речных сплавов: Руководство лагеря в Карелии должно было запросить погоду

Специалисты рассказали, как должны быть организованы такие походы, и в чем фатально ошиблось руководство детского лагеря (подробности).