Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество26 мая 2016 13:55

Закинем детишек на нары?

Почему взрослым так трудно понять виртуальное поколение
В пубертатном периоде приходит осознание конечности существования

В пубертатном периоде приходит осознание конечности существования

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Нам, 40 - 50-летним, знающим все ответы на все вопросы, с высоты своего опыта нынешних подростков не понять. Даже если мы, так же как они, пользуемся смартфонами для чтения постов в соцсетях, отправляем электронную почту и находим адреса по навигатору.

Люди необъективны, они судят о других, опираясь на свое прошлое (а другого-то и нет). Мы, сформировавшиеся в доцифровую эпоху, с теми же критериями подходим к нынешним расшалившимся в Сети подросткам, выросшим в совсем другом информационно-социальном пространстве. Для нас есть мир за пределами интернета. Для них интернет и есть мир.

Отсюда и нервная реакция взрослых публицистов, готовых клеймить, выжигать и забрасывать на нары безусых администраторов групп «о бабочках и китах» в соцсетях. Мол, они провоцируют суициды. Еще более гениальный вывод о причинах появления «групп смерти» ВКонтакте делает другой мыслитель - мол, после запрета Роскомнадзора дискуссии о самоубийствах (видимо, имеется в виду 2012 год, когда по стране прошла волна детских самоубийств, частично спровоцированная именно истерией в СМИ) прекратились в видимом пространстве и потому ушли в неподконтрольный мир виртуала.

И трудно понять умудренному человеку, что в мире виртуала НЕТ ДИСКУССИЙ про самоубийства. Это вообще понятие из взрослого лексикона. И нынешние обсуждения в пабликах смысла жизни и способов ухода из нее - это совсем о другом. То, что происходило всего четыре года назад в прессе и в телевизоре, для нынешних активистов соцсетей (11 - 17 лет) - это примерно из той же эпохи, когда на земле водились мамонты с динозаврами. Время другое, динамика другая. Четыре года назад? Да тогда даже не было очков виртуальной реальности и сервиса передачи потокового видео Perisсope!

Подростки всегда говорят о смерти (если это нормальные подростки). Потому что в пубертатном периоде приходит осознание конечности существования, многие сталкиваются со смертями близких - бабушек, прадедушек, - от которых прежде заботливые родители их оберегали. Они остаются один на один со своими мыслями и страхами. Кто-то точно сказал: подростки - это люди без кожи. Или, как сказал в интервью «КП» психиатр Андрей Шмилович (см. сайт kp.ru), «они все из группы риска».

Раньше тинейджеры могли своими страхами поделиться максимум с соседями по двору, с одноклассниками. Такой был круг общения. Посидеть в подвале заброшенного дома. Потусоваться на лестнице в хрущевке. Теперь дети просто так тусить во двор не выходят. Они тусят перед мониторами. Их мир (с нашей, взрослой точки зрения) сузился до размеров компьютерного стола. А с их точки зрения, разросся до размеров Вселенной.

У той же 13-летней Сабины в группе десятки тысяч подписчиков! Словно она собрала неприкаянных ребят со всех подоконников всех хрущевок страны. Да, они обсуждают свои проблемы, да, играют (для них пока и смерть игра). Тем более что к смертям в виртуальном мире они давно привыкли. На чем построены сюжеты большинства популярнейших онлайн-игр? Найди противника и убей! А при нынешней графике смерть врага (или союзника) выходит красочной и совсем не страшной - так, нарисованная кровь потекла по нарисованной стене. И для многих грань между виртуалом и реалом довольно призрачна (я сказал вначале о том, что дети выросли в цифровом мире).

Подростки как могут пытаются сами найти ответы на вопросы - почему они такие нескладные, почему их никто не любит, почему так далеко вдруг стали от них их родные. Это обычные вопросы обычного пубертатного периода. Но теперь благодаря соцсетям они приобрели новый окрас. Оказывается, если подобрать правильную тональность, добавить чуть-чуть провокаций, то соберешь тысячи лайков, ты будешь популярен (а ведь и в доцифровую эпоху одним из желаний подростков было самоутвердиться и выделиться). Сабина - классический пример.

Что делать? Не запугивать, не грозить нарами (эти угрозы для многих тоже весьма виртуальны). Находить другой способ общаться - на их языке. Может быть, внедрять хороших психологов в такие группы и выруливать общение в правильное направление. Вот чем у нас занимаются телефоны психологической поддержки? Если подростку плохо, он не будет звонить безвестным психологам, а напишет в соцсеть «все, я сдался, пошел резать вены». И сядет ждать лайков.

Репрессиями мы решим проблему по-взрослому - то есть загоним ее еще глубже. Подростки просто со своими болями и страхами уйдут в мессенджеры, в защищенные чаты. Да, и касается это не только «групп смерти», о которых мы вдруг по весне всполошились. Есть десятки других, не менее вредящих психике сообществ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Школьница из Омска, призывавшая детей к суициду: Мне просто нравилось, что я собираю кучу лайков!

Имя обычной ученицы 7-го класса Сабины Арбаевой* прогремело на всю страну. Следственный комитет подозревает, что через специальные «группы смерти» в социальных сетях, где школьница была администратором, она подталкивала других подростков к суицидам. На совести 13-летней девочки могут быть десятки и даже сотни загубленных детских жизней со всей страны. (подробности)