По мнению Астахова, гаджеты мешают российским школьникам учиться.
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Нет, я не шучу. Так и написано на первой странице официального сайта Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка: «Павел Астахов: использование гаджетов на уроках мешает учебному процессу».
Еще раз: гаджеты мешают учиться. И не важно, что с 1 января этого года все учебные издательства обязаны были представить электронные учебники (которые — абсолютно неожиданно — можно читать только на электронных носителях — то бишь гаджетах). И не важно, что многие учителя используют планшеты, на которых загружено видео или презентации по теме урока. И не важно, что в продвинутых школах уже давно есть Wi-Fi для учеников, чтобы они могли и с родителями связаться, и материалы к уроку посмотреть.
Это не важно!
Павел Астахов считает, что главное — Интернет-безопасность. В школе. И потому как опытный юрист он даже знает как эту безопасность обеспечить. Он предложил «внести отдельное положение в Договор об оказании образовательных услуг». Оно должно предусматривать запрет на использование личных средств связи с выходом в сеть Интернет. Или получения согласия родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательного учреждения.
Он, наверное, не знает, что в школьных сетях есть (по крайней мере должен быть по закону) специальный фильтр, который не допускает учеников к опасному контенту. Он не знает, видимо, и то, что под «личными средствами связи с выходом в сеть Интернет» можно понимать и смартфоны. А с ними в школу ходит большинство ребят. Родители уже привыкли, что ребенок всегда «на телефоне». И как раз это обеспечивает безопасность в наше небезопасное время. А подключение к Интернету (то есть к сотовой сети) позволяет при наличии простенькой программки вообще отследить где в данный момент находится чадо.
Какое-то тяжелое поветрие занесло к нам — рука чиновников все чаще тянется к тормозу: «запретить, ограничить». Оно же проще, понятнее и безопаснее для карьеры.
Вот попробуй сказать: в школе нужно больше доступных, удобных и современных компьютерных устройств (вон «Ростех» недавно показывал электронную читалку с двумя экранами - для школьников ). Чтобы заниматься проектной работой, чтобы выполнять домашние задания, чтобы смотреть развивающие фильмы и играть в развивающие игры. И тебя же сразу возьмут за руку: та-а-а-а-ак, товарищ, а где деньги на это взять? Попробуй заикнуться, что каналы связи — особенно в сельских школах — уже не соответствуют современным стандартам (хотя, слава богу они есть — у нас в стране все школы подключены к Интеренту и это на самом деле большущее достижение!). И опять же тебе заглянут в глаза: вот вам все мало!
С другой стороны, надо же сказать что-то запоминающееся педагогам. А такое предложение учителя точно запомнят. И расскажу знакомым: «У нас был Астахов, говорил важные вещи!»
На самом деле, конечно же, не гаджеты мешают учебе и не школьные сети несут главный вред.
У нас еще нет культуры пользоваться благами Интернета. Не сформирована структура, уберегающая детей от всякой гнили, которой в Сети тоже достаточно (но чаще, как свидетельствует статистика, на нее детишки забредают с домашних компьютеров). И далеко не везде сами учителя умеют с благодарностью пользоваться всеми современными электронными возможностями. Но в Договоре об оказании образовательных услуг не пропишешь: «Хотим, чтобы учитель объяснял детям тему с использованием мультимедийных средств обучения». Увы...