Виктор Баранец рассуждает о том, как множатся слухи и ложь вокруг трагедии рухнувшего лайнера.
Сегодня по творческим делам много ездил на машине и слушал радио. Все радиостанции наперегонки - о причинах крушении самолета. Устраивают социалистическое соревнование версий. Начинали с одной. К вечеру их было уже четыре.
Звонит бабушка (78 лет):
- Я этим летом отдыхала с внуком в Египте. Так в аэропорту Шарм-эш-Шейх наш самолет задержали с вылетом на 35 минут. Что-то было с горючим.
Диктор:
- Ваша версия?
- Бабушка:
- Это египетские террористы чего-то в горючее намешали!
Диктор:
- О! Еще одна версия! Немедленно звоним спецам по горючему! Звоним спецам по контролю за горючим!
Следующий звонок. Слово предоставляется эксперту по ракетным системам Ивану Подкойко:
- Вчера Порошенко денонсировал указ о регистрации ПЗРК при продаже другой стране! Его Саакашвили просил это сделать. Чтобы Украина передала эти свои ПЗРК террористам. Вот вам и ответ на вопрос!
Диктор:
- О, сейчас будем звонить специалистам по ПЗРК!
Позвонили и мне из Питера.
Я зверею от вопроса корреспондента:
- Это правда, что причиной гибели лайнера стала неисправность радиостанции?
- Но ведь (если верить египетскому информагентству!) экипаж передал на землю информацию о какой-то технической неисправности. Если передал, то какая же неисправность?
- А может ли самолет упасть, если радиостанция не работает.
- Я не спец по радио в авиаиции.
- А все же?
- Если вас интересует мое дилетантское мнение, то неисправность радиостанции влияет на работу самолета примерно так же, как неисправность туалета...
Связь прервана.
Слушаю радио дальше.
С умным видом выступают пенсионерки-стюардессы, которые только от журналистов узнают детали информации о погибшем лайнере, выступают охранники аэропортов, какие-то спецы по аэродинамике, завязывается лютый спор про угол и скорость падения самолета, про высоту гор в районе катастрофы, про горящий двигатель, который якобы видели бедуины, про жалобы экипажа погибшего лайнера на незапускающийся двигатель...
Все это похоже одновременно на всенародное расследование причин трагедии и на бред сумасшедших. Любое лыко - в строку! Говорят все, кроме тех, кто владеет пока лишь крохами подлинной информации.
Я теперь понимаю, почему Россия стала Великой страной сказочников.
Откуда-то из Дании всплыла обнадеживающая информация, что четверо пассажиров выжили.
Запрашивают датское информагентство. Оно отвечает: "А мы эту инфу получили в России!".
Запрашивают российское инфорагентство, а оно отвечает, что его сбили с толку датчане.
И через 15 минут оно сообщает, "Оставшихся в живых нет".
Еще через 15 минут - снова сообщение о 4 выживших...
Так хочется, чтобы это была правда.
Министр транспорта Соколов: "Все пассажиры погибли".
Радио Н. - "Данные о выживших проверяются".
Кручу ручку радиоприемника. Голос: "По некоторым данным на Синайском полуострове найден пусковой механизм ПЗРК". Комментарий, "Все ясно, это евреи, боясь укрепления российско-египетских отношений, хотят рассорить нас!".
Другой голос подхватывает:
- И такая версия имеет право на существование! Тем более, что Россия пообещала Египту вооружить проданные ему Францией "Мистрали"! Вот где, оказывается собака зарыта!
Третий голос:
- Все сделано по тому же сценарию, когда погиб малайзийский Боинг! Лайнер сбили, чтобы рассорить народы!
Сегодня вечером я выпью поминальную рюмку за тех, кто погиб.
И за тех, кто сможет когда-нибудь сказать нам Правду.
"Комсомольская правда" соболезнует родственникам погибших.
Экипаж и пассажиры рейса "Кагалымавиа": Вспомним всех поименно...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии