Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество29 октября 2015 16:12

На место вечной стоянки "Аврора" может вернуться своим ходом

На Петроградской набережной горожане увидят крейсер в июне следующего года
Андрей РОСТ
В этом году крейсеру исполнилось 115 лет.

В этом году крейсеру исполнилось 115 лет.

Фото: Тимур ХАНОВ

Уже больше года как «Аврора» покинула свое место на Петроградской набережной. За это время корабль получил почетный номер и свой попечительский совет. А еще вокруг него появилось множество слухов: от смены герба на корме до восстановления боевых орудий и выстрелов по праздникам.

Чтобы узнать, где правда, а где народный вымысел, «Комсомолка» обратилась на Кронштадтский морской завод, который занимается ремонтом легендарного крейсера. А там, вместо того чтобы ответить на несколько вопросов, взяли и пригласили на экскурсию. На ней и развеяли часть интернет-мифов. А что-то наоборот подтвердили.

МИФ 1: ПУШКИ «АВРОРЫ» ВНОВЬ БУДУТ СТРЕЛЯТЬ

Один из самых наивных и обсуждаемых вопросов в интернете: будут ли стрелять орудия крейсера? Все-таки боевой корабль под номером один! Может, рабочие восстановят пушки?

- Вы не первый, кто спрашивает меня об этом, - смеется главный строитель Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков. - Все хотят знать: а можно ли «бахнуть»? Но тут я разочарую - стопроцентно нельзя.

Оказывается, все эти большие орудия - фактически макеты. Вся боевая часть снята с них уже давно, еще в советское время. Вероятно, от греха подальше. Так что выстрелить крейсер сможет только салютом. Благо пушку для этого смонтируют уже в ближайшее время.

- Да, «Аврора» - это корабль. Но поймите, никто не собирается использовать его в бою. А те же снаряды - это ответственность и опасность для туристов. К тому же дополнительное место: специальные погреба, места для расчетов, - объясняет Прусаков. - Впрочем, какие-то работы с орудиями крейсера мы все равно проводим. Смазываем подвижные части орудий - теперь все это вновь будет вертеться и крутиться. Детям точно понравится.

ИТОГ: как бы нам ни хотелось увидеть «Аврору» стреляющей из главного калибра в ночное небо, придется довольствоваться лишь одной салютной пушкой. Остальные только для украшения. Все же корабль - символ города и флота, а не действующая боевая единица.

МИФ 2: КРЕЙСЕР МОЖНО ВНОВЬ ПОСТАВИТЬ НА ХОД

По этому вопросу спорят и профессионалы и любители. Кто-то утверждает, что запустить двигатели невозможно: мол, на корабле слишком старое оборудование. Да и корпус не выдержит.

- Все это ерунда, - бодро рапортует главный кораблестроитель и с улыбкой добавляет: - Будет задача поставить «Аврору» на ход - сделаем за год. Все возможности для этого есть. Если выделят соответствующие ресурсы, «заведем» так, что по Неве идти точно сможет. Не торопясь, конечно.

Что касается устаревшего оборудования, его на крейсере уже давно нет. В последний ремонт в 1987 году рабочие заменили все механизмы на более современные. Сейчас часть оборудования вновь поменяют. Фактически от старого корабля осталась лишь половина корпуса - все остальное уже по новым стандартам.

- Да, придется применить множество технических решений, отличающихся от советских. Необходимо добавить навигационные приборы - их сейчас на крейсере просто нет, разобраться с двигателями и рулевым управлением, - начинает перечислять Прусаков. Видно, что эта идея приходила ему на ум. - Но все это можно сделать. А корпус у «Авроры» очень прочный.

ИТОГ: кораблю можно подарить жизнь, полную движения. Конечно, пока главный конструктор больше шутит, но доля правды в его словах все же есть. Дело лишь в том, нужен ли крейсеру ход. Пока решили, что нет. Однако через десять лет «Аврора» вновь попадет в доки на обслуживание и, вполне вероятно, тогда ее решать дочинить до конца.

МИФ 3: КОРАБЛЬ ГОДЕН ТОЛЬКО КАК МУЗЕЙ

Еще год назад в будущем крейсера было много неизвестного: куда он вернется, что в нем поменяется. Теперь уже точно известно: главной особенностью обновленного корабля станет расширенная еще на один, седьмой, зал экспозиция. К тому же ее посвятят не только советскому времени, но и всей истории российского флота. Однако функции «Авроры» не ограничатся только музейными. Что бы там ни говорили, но крейсер все же на службе.

- На корабле установят новейшие противопожарные системы, которые мы будем «обкатывать». В дальнейшем это может пригодиться судостроителям, - утверждает заместитель главного строителя Владимир Дроздов. - Пусть «Аврора» послужит испытательным полигоном для флота.

Кроме того, решается вопрос о том, чтобы снова обучать на легендарном корабле нахимовцев. Классы делать не станут, но для периодических лекций места хватит.

ИТОГ: крейсер еще рано списывать со счетов. Вполне вероятно, он еще не раз поможет своим «внучатам» - не делом, так советом.

МИФ 4: С «АВРОРЫ» СНИМУТ СОВЕТСКИЙ ГЕРБ И ЗВЕЗДЫ

Еще летом вокруг крейсера разгорелся нешуточный скандал. Поводом стала информация, что с его кормы снимут герб Советского Союза и заменят его современным российским. Коммунисты и общественные деятели поскандалили-поскандалили, да и забыли про инициативу. Но, оказывается, не все.

- Действительно, мы получили распоряжение готовиться к смене герба. Мало того, он уже поступил в производство, - подтверждает Прусаков. - Однако в последний момент заказчик приостановил эти работы. Так что пока советские серп и молот все еще украшают корму. А звезды в носовой части корабля и вовсе никто не планировал убирать.

ИТОГ: получается, миф подтвердился, но не совсем. С каким символом «Аврора» придет на Петроградку, решит заказчик.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Из интересного стоит отметить, что у обновленного крейсера появится огромное количество технических новинок, не связанных с его жизнеобеспечением. Например, для удобства туристов, на нем запустят Wi-Fi. Кроме того, музей пополнится различными мультимедийными экспонатами.

Впрочем, корабль не только осовременят. Часть внутреннего устройства, наоборот, вернут к досоветскому периоду. Первоначальный облик примет адмиральская каюта. Уже подбирают сорта дерева, которыми она была обита изначально. Возвратят даже пианино.