Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-5°
Boom metrics
Общество1 февраля 2017 8:00

Почему Борис Ельцин снес дом, в котором большевики расстреляли семью императора Николая II?

Существует несколько версий, для чего это было сделано, - плановая реконструкция Свердловска или действия назло Западу

Дом, в котором с 16 на 17 июля 1918 года большевики расстреляли царскую семью, был построен в Екатеринбурге в конце 1880-х годов. В начале XX века особняк купил инженер-строитель Николай Ипатьев и прожил в нем до 1917 года, пока большевики не выселили его. Через три дня после убийства царской семьи инженеру вернули ключи от дома, однако жить в нем он уже не захотел. В советские годы здесь по очереди работали музей Революции, ректорат Урало-Сибирского коммунистического университета, областной партархив. Одно время особняк даже выполнял роль общежития. А во время Великой Отечественной войны сюда поместили на хранение часть эвакуированных экспонатов Эрмитажа. А в 1978-м году… особняк вдруг сравняли с землей.

Царская семья незадолго до расстрела

Царская семья незадолго до расстрела

ИСПУГАЛИСЬ «НЕЗДОРОВОГО ИНТЕРЕСА» ИНОСТРАНЦЕВ

По официальной версии особняк XIX века решили снести, чтобы страны Запада не могли использовать его как символ для антисоветской пропаганды. В 1978-м году одновременно исполнялось 110 лет со дня рождения Николая II и 60 лет со дня его убийства. Чем ближе становилась годовщина, тем чаще в иностранных СМИ появлялись сообщения о доме Ипатьева и той трагедии, которая в нем произошла. И в 1975 году в Свердловск пришло секретное постановление ЦК КПСС:

«…В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться, и дом ИПАТЬЕВА станет объектом их серьезного внимания. В связи с этим представляется целесообразным поручить Свердловскому обкому КПСС решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города»

В советские годы в доме Ипатьева по очереди работали музей Революции, ректорат Урало-Сибирского коммунистического университета, областной партархив. Одно время особняк даже выполнял роль общежития.  Фото: архив Свердловской области

В советские годы в доме Ипатьева по очереди работали музей Революции, ректорат Урало-Сибирского коммунистического университета, областной партархив. Одно время особняк даже выполнял роль общежития. Фото: архив Свердловской области

По легенде, та самая плановая реконструкция включала в себя ремонтные работы на улице Карла Либкнехта, которым якобы и мешал дом Ипатьева. Довольно странное объяснение, ведь дорога на этой улице проходила рядом с особняком, а не по нему.

– Снести дом было инициативой председателя КГБ Юрия Андропова, – объясняет Николай Неуймин, заведующий отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея. – Свердловск был закрытым городом, его лишь частично открывали для иностранцев. И туристы первым делом всегда спрашивали: «А где тут у вас царя расстреляли?» Андропов считал, что этот «нездоровый» интерес иностранцев надо прекращать. Он обратился в политбюро с запиской о необходимости сноса дома Ипатьева. И решение было принято.

В 1978 году 1-м секретарем Свердловского обкома КПСС был Борис Ельцин. Фото: архив Свердловской области

В 1978 году 1-м секретарем Свердловского обкома КПСС был Борис Ельцин. Фото: архив Свердловской области

В ООН ХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ

Но есть и другая – неофициальная – версия, по которой советской власти вдруг стало известно о планах ООН принять Дом Ипатьева под охрану, как памятник архитектуры и истории, связанный с убийством царской семьи. Поэтому-то они и снесли особняк поскорее, чтобы опередить Организацию Объединенных Наций.

- Постановление пришло еще во времена, когда 1-м секретарем Свердловского обкома КПСС был Яков Рябов. Это он должен был организовать снос, – отмечает Николай Неуймин. – Однако пока решались все вопросы, его сменил Ельцин. Борис Николаевич был простым исполнителем. Он выполнял то решение, которое не успел выполнить Рябов.

Ельцин говорил: «Я хорошо себе представлял, что рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство…». Фото: архив Свердловской области

Ельцин говорил: «Я хорошо себе представлял, что рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство…». Фото: архив Свердловской области

Уральцы встретили известие о грядущем сносе дома в штыки. Более того, Борис Ельцин и сам понимал, что после разрушения особняка Ипатьева его запишут в «разрушители памятников истории». Однако ни он, ни кто бы то ни было другой не смог уклониться от исполнения решения, принятого в Москве.

«Поскольку постановление секретное, значит, обком партии должен на себя брать всю ответственность за это бессмысленное решение, – приводят слова первого президента РФ авторы книги «Первая жизнь» Бориса Ельцина». – Уже на первом же бюро я столкнулся с резкой реакцией людей на команду из Москвы. Не подчиниться секретному постановлению политбюро было невозможно. И через несколько дней, ночью, к дому Ипатьевых подъехала техника, к утру от здания ничего не осталось. Затем это место заасфальтировали. Еще один печальный эпизод эпохи застоя. Я хорошо себе представлял, что рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство…»