Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество2 июля 2015 15:05

Дебоширить в самолетах стали чаще…

Неутешительную статистику сегодня опубликовал «Аэрофлот»
Юлия ПОЛЯНСКАЯ

По данным авиакомпании, в первом полугодии 2015 года на собственных рейсах инциденты с буйными пассажирами стали происходить с большей регулярностью. Согласно информации, опубликованной в Твиттере «Аэрофлота», за 6 месяцев 2015 года самолеты авиаперевозчика совершили три вынужденные посадки из-за дебошей на борту (нарушение пассажирами общественного порядка, прямая угроза безопасности полета, агрессивное поведение). При этом за 2013 и 2014 г. было выполнено по 3 вынужденные посадки соответственно. Кроме того, только за первую половину нынешнего года было отказано в перевозке 394 пассажирам, нарушившим Правила поведения до взлета (коэффициент на 100 тыс. перевезенных пассажиров – 4,1). Для сравнения, за весь 2014 год таких пассажиров было 1023 человека (коэффициент - 4,35).

В полете пассажиры также стали вести себя несколько хуже: так, за 6 месяцев 2015 года было уже зафиксировано 164 правонарушения (коэффициент на 100 тыс. перевезенных пассажиров – 1.71), а за весь 2014 год - 337 (коэффициент - 1,43).

Имена «героев» заносятся в специальную базу. По состоянию на 28 июня 2015 года в ней числятся 2693 человека, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна, и 5156 пассажиров нарушили правила поведения до взлета и были отстраненны от полета. Почему их не пустили на рейс? Причины очень серьезны: пьяный дебош на высоте опасен. Возникшая на борту свалка может сбить самолет с курса. Могут быть повреждены кресла, внутренняя обшивка, иллюминаторы. Хуже того – в большой драке может произойти разгерметизация салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это не мелкое хулиганство, а реальная угроза безопасности полета. Не стоит относиться к авиадебошу, как к невинной шалости: согласно закону, буйное поведение на борту квалифицируется как мелкое хулиганство. Увы, стоит признать, что чрезмерно мягкое отношение к дебоширам в самолете является одной из причин постоянно увеличивающегося количества правонарушений на воздушных судах.

К счастью, «Аэрофлот» не допустил резкого скачка дебошей, вовремя проведя ряд профилактических мероприятий и научившись выявлять потенциально опасных пассажиров до взлета. Многолетняя мировая и отечественная практика уже доказали, что для эффективного противостояния дебоширам необходимо предпринять следующие шаги: прежде всего, легализовать «черные списки» пассажиров. Кроме того – обеспечить неотвратимость наказания за дебош на борту, и перевести ответственность за дебош из административного кодекса в уголовный. Не помешают и такие меры, как многократное увеличение штрафа за правонарушения в полете и разрешение для членов экипажа применять определенные средства сдерживания.

Очевидно, что на сегодняшний день назрела необходимость серьезного совершенствования законодательства в отношении «проблемных» пассажиров. «Аэрофлот» уже не раз обращался с этим вопросом в Минтранс и Госдуму. Так, в частности, 21 ноября 2014 года прошло первое заседание рабочей группы с участием представителей авиакомпании, где обсуждался законопроект №49153-6(«О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации» (по работе с «черными списками» пассажиров), председателем на нем был депутат Государственной Думы РФ Я.Е.Нилов. Со стороны «Аэрофлота» прозвучали предложения по ужесточению мер по отношению к пассажирам, совершающим правонарушения на борту воздушного судна и за введение «черных списков пассажиров». По мнению авиаперевозчика, правовые последствия должны быть дифференцированы по тяжести последствий совершенных пассажиром действий на борту воздушного судна, а решение об отказе в заключении договора воздушной перевозки должно приниматься в случаях грубых нарушений правил поведения на борту воздушного судна (нанесение вреда жизни и здоровья члену экипажа или пассажиру, вынужденная посадка самолета в связи с деструктивным поведением пассажира, нанесение материального ущерба авиакомпании). Также необходимо скоординировать работу над этим законопроектом одновременно с внесением некоторых изменений в законопроекты № 337808-6 и № 550548-6 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства в области безопасности воздушных перевозок»). В данный момент все эти предложения до сих пор находятся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству. Но жизнь доказывает нам, что тянуть с этими законодательными инициативами опасно. Только в этом году, например, 3 февраля на рейсе Москва – Санкт-Петербург гражданин Индии устроил дебош, ударив ногой пассажирку. Самолет пришлось вернуть в пункт вылета, в Шереметьево. 11 февраля на рейсе Ереван-Москва по вине неадекватного пассажира также сложилась опасная для полета ситуация, и самолет пришлось экстренно сажать в Волгограде – в итоге рейс задержался более чем на 4 часа. Совсем недавно, 19 июня на рейсе Иркутск – Москва агрессивная пассажирка устроила на борту дикое «шоу», поливая водой пассажиров, крича и требуя у экипажа нож – в итоге самолет посадили в Челябинске, дебоширку передали полицейским, но…

Заложниками чрезмерной мягкости, увы, становятся обычные пассажиры – вне зависимости от направления рейса и класса обслуживания. Из-за агрессивных попутчиков все остальные люди, находящиеся на борту, подвергаются высокому и необоснованному риску. Именно поэтому новые законодательные меры должны быть приняты как можно скорее.