Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+3°
Boom metrics
Общество25 июня 2015 6:44

Адвокат «авиаугонщика» Ильи Кудряшова: Продавец самолета хотел убить моего клиента, сломав перед взлетом шасси

В Екатеринбурге пилотов-любителей, которые «незаконно» умчались на Як-52, отпустили под залог в 300 и 500 тысяч рублей
Адвокат Кудряшова уверен, что пилотов пытались убить

Адвокат Кудряшова уверен, что пилотов пытались убить

Фото: Роман ЛЯЛИН

История 29-летнего сотрудника НИИ ядерной физики Ильи Кудряшова в минувшие выходные прогремела на всю страну. Парень вместе со старшим другом Рамазом Шермардини, якобы, угнал Як-52 с аэродрома в городе Ишиме. Хотя сам он уверяет, что увидел на интернет-форуме объявление о продаже самолета. И купил борт.

Чтобы разобраться в ситуации, следственное управление возбудило на двух приятелей уголовное дело за «Угон воздушного судна». Дальнейшая судьба летчиков-любителей решалась в Екатеринбурге. Силовики требовали арестовать парней.

- Кудряшов прилетел на самолете без документов, чтобы незаконно забрать другой борт. Молодой человек может скрыться и оказать давление на свидетелей, - объяснял свою позицию следователь по особо важным делам Юрий Палкин.

Друзья ради мечты облетели половину России, но вскоре из-за этого могут оказаться за решеткой

Друзья ради мечты облетели половину России, но вскоре из-за этого могут оказаться за решеткой

У отца Ильи такая характеристика вызвала лишь недоумение.

- Мой сын с детства был физиком и лириком. С малых лет увлекался точными науками и полетами. Еще в детстве записался в авиаклуб и катался с мальчишками на параплане, - вспоминает Анатолий Кудряшов. - В авиаклубе Илья был самым молодым участником. Сначала это были нерезвые легкомоторные самолеты. Потом уже посложнее. А после школы Илюша с высокими балами поступил на физфак МГУ.

По словам отца, преподаватели сразу же заметили одаренного студента и уже на третьем курсе его отправили в Швейцарию в качестве практиканта на разработку адронного коллайдера.

- Илья провел в Швейцарии месяц, - продолжает отец ученого. - Он мне посылал оттуда фотографии этого круга, по которому ему разрешили пройтись еще до того, как коллайдер установили. А второй раз Илья поехал в Швейцарию уже в качестве ученого. Его пригласили туда на разработку детекторов, отслеживающих траекторию частиц разгоняемых коллайдером.

В Швейцарии Кудряшов участвовал даже в первом запуске коллайдера. Среди других достижений сына родственники называют участие в разработке гражданского спутника, проект которого поддерживался Минобороной.

Физик был романтиком и мечтал о полетах Фото: соцсети

Физик был романтиком и мечтал о полетах Фото: соцсети

Самой же заветной мечтой физика был спортивный самолет, на котором можно выполнять сложные виражи. О таком Кудряшов грезил восемь лет.

- Илье всегда нравилось быть на самом острие, - пожимает плечами отец ученого. - Его привлекает скорость. Про возможность покупки спортивного самолета он говорил постоянно. Другое дело, что стоимость спортивного самолета такая большая, что под силу только нескольким особо избранным людям. Всем остальным приходится довольствоваться какими-то компромиссами. И Илья хотел купить воздушное судно, которое по техническим характеристикам не хуже настоящего спортивного самолета, но собрано из запчастей. На эту покупку сын копил целых восемь лет!

Увы, зарплата физика была всего 23 тысячи рублей. Все деньги на самолет он откладывал с грантов.

- И вот Илья нашел объявление на авиационном форуме о продаже Яка, - вздыхает Анатолий Кудряшов. - Он наткнулся на него в январе и сразу же написал продавцу. Ориентировочно, он перевел с начала года восемь траншей по 100 тысяч рублей. Посредником при покупке был Королев Виталий. Чтобы перегнать самолет он позвал с собой друга Рамаза.

Рамаз Шермардини - профессиональный летчик и техник. Старший друг консультировал Кудряшова еще с января.

Пилотов спас только профессионализм Рамаза, посадившего самолет без шасси

Пилотов спас только профессионализм Рамаза, посадившего самолет без шасси

Фото: Роман ЛЯЛИН

- Первый раз мы приехали туда в начале года, - поделился на суде сам Рамаз. – Я осмотрел самолет и написал список неисправностей. Потом мы уже приехали, чтобы забрать борт. Но когда прибыли на аэродром, воздушное судно еще не было готово. Прождали четыре дня. Потому что с января они почти ничего не исправили.

Сам Илья объяснил произошедшее так:

- За летательный аппарат было заплачено 800 тысяч рублей Белявскому Валерию Павловичу. Это один из летчиков ДОСААФ. Документы о том, что мы купили Як, есть. В качестве документов следствию предоставлены банковские переводы на имя Белявского. А также копия интернет-переписки, в которой обсуждается покупка самолета. В ней хозяин самолета в конце говорит, что деньги уплачены, и просит побыстрее забрать самолет. Он продал мне судно, как физическое лицо. Это было легально. Белявский утверждал, что он был собственником самолета.

Продавец рассказал физику, что самолет был попросту собран из списанных запчастей, поэтому документов на него нет.

- Мы взлетели, потому что был подписан акт купле-продажи, подписан акт приема-передачи самолета, - гневно поясняет Кудряшов. - После этого Як был моим личным имуществом, я имел право лететь. Мы вылетели на рассвете, потому что хотели перегнать самолет за день. Что мы обманом проникли на территорию аэродрома в Ишиме - неправда. Более того, за день перед вылетом руководство аэродрома лично поселило нас на своей территории в домике рядом со взлетно-посадочной полосой. Руководство ДОСААФ безусловно знало о сделке. Я думаю, что причина в мошенничестве и в сговоре руководства ДОСААФ. Разрешение на взлет было получено от Белявского. Я буду отстаивать право на ЯК-52.

В итоге Кудряшов сел в самолет Gardan, на котором он с другом добрался до Ишима, а Шермардини – в Як. Однако уже через 100 километров у Як-52 отказал двигатель. Поэтому им пришлось приземлиться в Ялуторовске. Там друзья оставили Як-52 и, пересев на свой самолет, отправились домой.

Илья с детства был влюблен в самолеты

Илья с детства был влюблен в самолеты

Адвокат Ильи Николай Бурневич попросил отпустить своего клиента под залог 300 тысяч рублей и пожаловался, что Илью держат в камере с матерыми уголовниками. А в конце заседания выдал сенсационное заявление:

- Вполне возможно, что лица, которые дали Кудряшову и Шермардини разрешение на взлет, надеялись на то, что самолет не долетит и разобьется где-нибудь в тайге, - объяснил юрист Николай Бурневич. - Это было бы очень удобно. Не осталось бы ни самолета, ни пилота. Зато деньги в кармане. В итоге по пути двигатель заглох, шасси не вышло. Пришлось сажать на брюхо. Если бы неправильно посадили, там бы случился пожар. Самолет бы сгорел. Поэтому мы подали заявление о мошенничестве и заведомо ложном доносе.

Сами пилоты также подтверждают, что гибели избежали лишь чудом.

- Угроза жизни была, - кивает Рамаз. - Если бы я вовремя не принял правильное решение и не ушел бы на Ялуторовск, сейчас бы мы с вами и не разговаривали. Отказ двигателя над лесом или населенным пунктом ни к чему хорошему не приводит. Там оставили самолет, потому что, чтобы его отремонтировать, нужны инструменты и запчасти. И Кудряшову нужно было успеть на работу.

Из Ялуторовска пилоты хотели забрать сломавшийся борт позже на самолете. По словам Кудряшова, он об этом предупредили диспетчера аэродрома.

Судья проникся сочувствием к молодому летчику и отпустил Илью домой под залог 500 тысяч рублей. Свободу его старшего товарища оценили на 200 тысяч меньше. Расследование продолжается. По статье «Угон воздушного судна» летчикам грозят 8 лет тюрьмы.