Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+20°
Boom metrics
Общество22 мая 2015 15:40

Легендарная «Аврора»: на крейсере жили крокодилы, а сам он маскировался под «Варяг»

К 115-му дню рождения корабля «Комсомолка» подобрала несколько малоизвестных фактов о плавающем символе Петербурга
Андрей РОСТ
Легендарный крейсер отмечает юбилей.

Легендарный крейсер отмечает юбилей.

Фото: Тимур ХАНОВ

ЧУТЬ НЕ НАЗВАЛИ «ПОЛКАНОМ»

Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Интересно, какая судьба ждала «Аврору», если бы корабль назвали по-другому? А ведь могли же...

Когда в сентябре 1896 года затевали строительство крейсера, нынешнее гордое название никому даже в голову не пришло. Новый проект в документах значился как «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа «Диана». И только в 1897 году он получил имя, которое придумал для него Николай Второй. Причем императору предложили множество названий: «Аврора», «Наяда», «Психея», «Варяг» и даже «Полкан». На последнем настаивали строители.

Однако государь пожелал, чтобы корабль назвали «Авророй».

MADE IN RUSSIA

Бытует мнение, что крейсер построили заграницей. На самом деле это серьезная историческая ошибка. Чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь, - в Петербурге. Восемь лет корабль возводили на верфи «Новое Адмиралтейство».

Вот только судостроители очень боялись, что кто-нибудь украдет их ценные чертежи, и не хотели ими делиться ни с производителями пушек, ни с Балтийским заводом. Поэтому до сих пор неизвестен автор проекта: то ли Константин Токаревский, то ли Де Грофе. И вряд ли когда-нибудь это выяснится - все бумаги утеряны. Но все же радует, что самый патриотичный корабль страны построили именно русские.

В БОЙ С КРОКОДИЛАМИ НА БОРТУ

В 1905 году «Аврора» направилась к берегам Японии. Для поддержания морального духа командование разрешило морякам взять с собой нескольких домашних питомцев, но не уточнило каких. В итоге в поход с экипажем пошли не кошечки и попугаи, а два крокодила.

Несмотря на свой зубастый вид, пресмыкающиеся по кличке Сам и Того идеально прижились в команде корабля. Для них устраивали плановые купания и даже пробовали приручить. Но один из питомцев предпочел войне дезертирство и свалил в море во время купания. Об этом даже есть заметка в дневнике командира: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть».

Второй «боец» погиб, как герой, во время Цусимского сражения.

"Аврора" ушла, но обещала вернуться.

"Аврора" ушла, но обещала вернуться.

Фото: Тимур ХАНОВ

ПОДМЕНЯЯ «ВАРЯГ»

В 1946 году на экраны страны вышел фильм «Крейсер «Варяг». Так как подобных кораблей на флоте больше не было, решили привлечь к съемкам «Аврору».

Однако крейсеры имели разную конструкцию и внешний вид, поэтому «Аврору» пришлось «гримировать»: установить четвертую, фальшивую трубу и несколько орудий, переделать носовую часть и выстроить командирский балкон на корме. Кстати, зрители не заметили разницы и многие были уверены, что в фильме участвовал настоящий «Варяг», поднятый со дна.

О ЛЮДЯХ И ТРАДИЦИЯХ

Долгое плаванье славному кораблю

Действующий командир крейсера рассказал о традициях «Авроры» и секретах, которые обнаружили при ремонте.

Кто знает корабль лучше, чем его командир? Капитан-лейтенант Артем Знаменщиков, командующий «Авророй», разбирается не только в технических вопросах, но и в истории своего крейсера. К сожалению, из-за того, что на корабле полным ходом идет ремонт, он не смог уделить разговору много времени, но кое-чем поделился.

- «Аврора» - это легенда российского флота и Петербурга. Мне стыдно было бы не знать ее судьбу, - объясняет капитан. - Да у меня каждый матрос знает славную историю крейсера, офицеры и подавно.

- А может, тогда вспомните что-то необычное из его истории?

- Необычное... Кроме того факта, что крейсер выжил в четырех войнах? Могу рассказать вам про нашу традицию, которая существует уже более пятидесяти лет и передается новым поколениям. Кормовые и носовые флаги у нас шелковые. Такое пижонство, достойное этого корабля.

- А больше никто так не делает?

- Я нигде не видел и даже не слышал об этом.

- На корабле сейчас полным ходом идет ремонт, которого крейсер не видел уже десятки лет. Что-то необычное во время него нашли?

- Знаете, да. Сенсация нынешней реставрации - руль корабля оказался деревянным, из тикового дерева. Сверху он был обит бронзой. Об этом не знали даже историки. И вообще вряд ли корабли с таким рулем еще сохранились. Теперь он как подлинный артефакт «Авроры».

- Его сдадут в музей?

- Нет, оставят ради исторического облика корабля. Знаете, наверняка мы еще что-то найдем, просто пока не вскрывали обшивку и не проводили ремонт в отсеках. Там больше шансов найти исторический клад.

- Готовитесь как-нибудь праздновать день рождения крейсера?

- Мы в доке, так что сильно не попразднуешь. Однако построение экипажа будет. Посидим с чаем в столовой. А вообще хочется быстрее со всем разобраться и опять встать на законное место, чтобы радовать петербуржцев и гостей города.