Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды22 мая 2015 4:46

Канны-2015. Не вздохи на скамейке

Самый скандальный фильм фестиваля - «Любовь» Гаспара Ноэ [видео]
С первого кадра Ноэ демонстрирует в чем, по его мнению, выражается истинная любовь. Фото: кадр из фильма

С первого кадра Ноэ демонстрирует в чем, по его мнению, выражается истинная любовь. Фото: кадр из фильма

Фото: кадр из фильма

Французский «анфан террибль» в общем-то все свои фильмы посвящает этому прекрасному и ужасному чувству. Но сейчас, видимо, решил закрыть тему, рассказав о ней со всей последней откровенностью. Название взял программное - недавно использованное Ханеке для описания трагедии ухода из жизни. Новая «Любовь», в целом, тоже посвящена трагедии — потери любви, но в целом, при всей меланхоличности сюжета, она, конечно, утверждает жизнь и ее немногочисленные плотские радости. Своим несовершенным, местами нелепым, но чувственным фильмом Ноэ бросает вызов тотальной геронтофилии мирового кино. Напоминает тем, кто запамятовал, что любовь — не только синоним заботы и нежности, сестра надежды и веры, но и неконтролируемая эмоция, опасное пограничное состояние, способное вызвать как эйфорию, так и разрушение личности. «Влюбился — значит проиграл», - справедливо сообщает страдающему герою случайная подружка в ответ на его вызванную крушением чувств реактивную импотенцию.

С первого кадра Ноэ демонстрирует в чем, по его мнению, выражается истинная любовь. Раскинувшиеся на весь широкий формат «Синемаскопа», молодые любовники довольно механистично удовлетворяют друг друга в ручном режиме. По ходу фильма будут освещены и все остальные основные позиции, хотя чистым порно Ноэ не увлекается — просто без всякого ханжества показывает то, чем занимаются пребывающие в эйфории любовники, прежде чем начать выяснять отношения и давить друг друга подушками.

Своим несовершенным, местами нелепым, но чувственным фильмом Ноэ бросает вызов тотальной геронтофилии мирового кино.

Своим несовершенным, местами нелепым, но чувственным фильмом Ноэ бросает вызов тотальной геронтофилии мирового кино.

Фото: кадр из фильма

Простора для воображения этот фильм почти не оставляет, но некоторые сцены, в которых Ноэ, казалось бы, мог развернуться в полную силу — например, секса втроем или оргии в секс-клубе — решены без особой выдумки, в формате скучноватого софт-порно под весьма унылое музыкальное сопровождение. Такое еще недавно показывали по каналу Рен-ТВ. То ли режиссер решил держать себя в руках (любовь все-таки), то ли не сумел придумать ничего столь же забористого, как виды совокупления, снятые якобы изнутри влагалища (это ноу-хау из «Входа в пустоту» Ноэ на бис повторяет в «Любви»). Нет в новом фильме ни плавающей камеры, ни бьющего по ушам звука, ни стробоскопного мельтешения неоново-кислотных красок. Вестибулярный аппарат зрителя тренируется здесь совершенно другим образом. Нельзя сказать, что картина Ноэ как-то уж совсем радикально расширяет границы дозволенного на большом экране — по сравнению с «Интимом», «Кеном Парком», «Клубом «Шортбас» или «Нимфоманкой» новаций не так уж много. Но сперма c экрана в зрителя пока еще не летала. Особенно в формате 3D.

События в фильме разворачиваются нелинейно. Если в «Необратимости» они шли строго в обратном порядке — от жуткого финала к ни о чем не подозревающему прологу, то здесь при сохранении того же принципа монтаж все же более свободный и ассоциативный. Главный герой, молодой американец Мерфи, узнает об исчезновении и, скорее всего, смерти «женщины своей жизни» и начинает прокручивать свою жизнь с ней - от самого худшего (разлука и смерть) — к плохому (скандалы, измены, истерики), а затем к хорошему и прекрасному, печальным образом оставшимся навсегда в прошлом.

При всей его (нереволюционной) трехмерности, это довольно плоский фильм - нельзя сказать, что между его фотогеничными персонажами ощущается какая-то химия, хотя не скажешь и того, что перед тобой два с лишним часа кувыркаются картонные порномодели.