Фото: Александр ГЛУЗ
Целая спасательная операция, вот только касалась она не нынешней реальности, а истории. Машину, которая предположительно ушла под лед на Дороге жизни в 1941-1942 годах, искали постепенно.
Вначале собирали архивные данные - где проходили маршруты спасительных для блокадного Ленинграда грузовиков, опрашивали очевидцев тех событий и только потом перешли к делу.
Ладожское озеро и примерный район, где затонул автомобиль обследовали водолазы. В итоге, нашли почти целый ЗИС-5, в народе известный, как "трехтонка". Машина легкая, но способная перевезти больше груза, чем две "полуторки". Вот только таких было немного.
Первым делом водолазы проверили показания сонаров, чтобы понять насколько цела находка и стоит ли ее поднимать
Фото: Александр ГЛУЗ
- Почти восемьдесят процентов запчастей рабочие. Двигатель, даже аккумулятор еще рабочие, - рассказал куратор проекта «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт» Сергей Марков. - Сейчас реставрируем, очищаем от ржавчины, восстанавливаем деревянную кабину и прочее. На днях попробуем завести.
Правда о самом этом авто пока мало что известно. В привычном виде табличек с номерами тогда не было - их писали на бортах. Но вот этого элемента как раз не сохранилось.
Специалисты работали на катамаране и доставали грузовик очень бережно
Фото: Александр ГЛУЗ
Неизвестно и что конкретно перевозил этот ЗИС. Эксперты говорят, навигация тогда была сложная, машины просто так не тонули, могли застрять в промоине, но обычно разгрузить машину помогали другие водители. Если что-то бы и осталось, как например, мука - за 70 лет под водой не сохранилась бы. Радует, что раз грузовик в приличном состоянии, значит наверняка не был подбит.
Стоило машине показаться над водой, как стало различимо примерное расположение кабины и кузова
Фото: Александр ГЛУЗ
Кстати, это уже не первый ЗИС поднятый со дна. В прошлый раз, года три назад, был такой же. Вот только его как раз разворотило снарядом, так что находка хоть и была поднята со дна оказалась не особо показательной.
Нынешний же автомобиль после реставрации займет место в музее «Дорога Жизни. Кобоно-Кареджский порт». Авторы проекта хотят сделать площадку интерактивной, но достигнуть этого эффекта не за счет графики, а показав реальные объекты. Такие, как, например, эту машину.
Даже в таком виде, после десятков лет под водой, технику в рабочем состоянии и ее можно восстановить
Фото: Александр ГЛУЗ
Некогда важнейший курьер для блокадного Ленинграда сейчас не забыт и станет музейным экспонатом
Фото: Александр ГЛУЗ